![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Туркменистан: ![]() ![]() ![]() Заповедник Репетек Заповедник Капланкыр Бадхызский заповедник Хребет Копетдаг Хребет Большой Балхан Пустыня Каракум Плато Капланкыр Возвышенность Бадхыз Природные памятники Кугитанга Мавзолей Мухаммеда Ибн Зейда Мавзолей Султана Санджара Древний Мерв - жемчужина Востока Ансамбль мечети в Анау Абиверд - средневековый город Мавзолей Текеша в Куня-Ургенче |
Время постройки этого беспримерного культового ансамбля - XV век. "Случилась эта постройка во времена царствования султана великого, владыки своих народов, убежища стран и века Абу-л Касима Бабера Бахадур-хана, да увековечит всевышний его власть и его царство", - так гласила крупная надпись наверху портала мечети, называющая имя правителя Хорасана султана Абу-л Касима Бабера (1446-1457 гг.). В других надписях приводились сведения о том, что "Дом красоты" построил на свои средства некий Мухаммед в 1455-1456 годах в память о своем отце Джалел-ад-Дунья-вад-дине. Г.А. Пугаченкова отождествляет имя Мухаммеда, указанного в тексте, с именем визиря султана Хорсани Мухаммедом Худайдатом, погребенный отец которого Джемаледдин был уроженцем Анау. "Факт сооружения здесь столь выдающейся постройки, - пишет Г .А. Пугаченкова, - был вызван, несомненно, не столько сыновней почтительностью Мухаммеда, сколько политическим расчетом... и привлечением местного, сплошь мусульманского населения - по преимуществу оседлых и кочевых туркмен... к крупному культовому комплексу". Сооружение осталось недостроенным, так как после смерти султана Бабера (1457 г.) наступил период междоусобиц и разрухи. Мечеть раскрывалась в парадный двор широкой стрельчатой аркой в высоком портале. За ним находился квадратный зал (со стороной 10,5 м ), перекрытый эллиптическим куполом, покоящимся на под- пружных арках и конструктивно незавершенных парусах со сталактитовой декорацией. Портал был ориентирован на север, а в глубине помещения на южной стене находился украшенный изразцами михраб. По сторонам от него имелись узкие ниши с выходами наружу. В других стенах мечети находились широкие и глубокие ниши с выходами на террасу - айван, охватывавший мечеть с трех сторон на уровне цокольного этажа с худжрами. Две большие пристройки фланкировали просторный двор перед порталом мечети. Их купольные залы (диаметр около 7 м) были окружены на двух этажах небольшими помещениями. Возможно, что двор с трехсторонней застройкой некогда был замкнутым и имел входной портал с северной стороны. (Е. Атачаррыев и другие, 1974). Ансамбль уже в конце XIX века находился в крайне плохом техническом состоянии: в стенах зияли трещины и относительно хорошо сохранился только великолепный по пропорциям, очертаниям и декоративному убранству портал мечети. В графической реконструкции северного фасада мечети Г.А. Пугаченкова выделяет два высоких двухъярусных минарета, как бы продолжающих боковые устои портала. Наибольшую ценность и художественное своеобразие имела мозаичная декорация портала, в котором над аркой были воспроизведены изображения двух обращенных головами друг к другу злобных змеевидных драконов.
Предположение о местном происхождении тотема (религиозного символа племени) подкрепляется и тем, что орнамент мозаичной каймы, обрамляющей портальную арку и арабскую надпись над ней, как и драконы, также не имеет аналогий в декорировании архитектурных памятников Средней Азии; в то же время рисунок этого орнамента характерен для расписной керамики туркменского неолита (медно-бронзовой эпохи) и продолжает жить в ковровом туркменском искусстве. Все это позволяет видеть в декоративном убранстве анауской мечети воплощение художественных мотивов туркменского народа,унаследовавшего эти традиции у далеких предков, в чем выявляется особая ценность памятника.
| |||||||||
|