Никарагуа
Никарагуа
Монако
Монако
Венгрия
Венгрия
Польша
Польша
Киргизия
Киргизия
Замбия
Замбия
Сингапур
Сингапур
Гамбия
Гамбия
Сальвадор
Сальвадор
Сенегал
Сенегал
Индонезия
Индонезия
Ирландия
Ирландия
Тайвань
Тайвань
Чехия
Чехия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Туркменистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Заповедник Репетек

Заповедник Капланкыр

Бадхызский заповедник

Хребет Копетдаг

Хребет Большой Балхан

Пустыня Каракум

Плато Капланкыр

Возвышенность Бадхыз

Природные памятники Кугитанга

Мавзолей Мухаммеда Ибн Зейда

Мавзолей Султана Санджара

Древний Мерв - жемчужина Востока

Ансамбль мечети в Анау

Абиверд - средневековый город

Мавзолей Текеша в Куня-Ургенче


Туркменистан - Ансамбль мечети в Анау

Ансамбль мечети в Анау

  

Подраздел: Cтатьи о Туркменистане | Туркменистан
Страницы: 12

Рядом с Ашхабадом, около поселка АнауРядом с Ашхабадом, около поселка Анау, на высоком холме лежит в руинах еще недавно знаменитая мечеть, разрушившаяся в результате землетрясения 1948 г. Несмотря на то, что ансамбль практически уже не существует, он сохраняет свое значение как религиозный памятник. Комплекс составляли четыре сооружения: мечеть, надгробие перед ней и два больших корпуса с высокими купольными залами.

Время постройки этого беспримерного культового ансамбля - XV век. "Случилась эта постройка во времена царствования султана великого, владыки своих народов, убежища стран и века Абу-л Касима Бабера Бахадур-хана, да увековечит всевышний его власть и его царство", - так гласила крупная надпись наверху портала мечети, называющая имя правителя Хорасана султана Абу-л Касима Бабера (1446-1457 гг.).

В других надписях приводились сведения о том, что "Дом красоты" построил на свои средства некий Мухаммед в 1455-1456 годах в память о своем отце Джалел-ад-Дунья-вад-дине. Г.А. Пугаченкова отождествляет имя Мухаммеда, указанного в тексте, с именем визиря султана Хорсани Мухаммедом Худайдатом, погребенный отец которого Джемаледдин был уроженцем Анау. "Факт сооружения здесь столь выдающейся постройки, - пишет Г .А. Пугаченкова, - был вызван, несомненно, не столько сыновней почтительностью Мухаммеда, сколько политическим расчетом... и привлечением местного, сплошь мусульманского населения - по преимуществу оседлых и кочевых туркмен... к крупному культовому комплексу".

Сооружение осталось недостроенным, так как после смерти султана Бабера (1457 г.) наступил период междоусобиц и разрухи. Мечеть раскрывалась в парадный двор широкой стрельчатой аркой в высоком портале. За ним находился квадратный зал (со стороной 10,5 м ), перекрытый эллиптическим куполом, покоящимся на под- пружных арках и конструктивно незавершенных парусах со сталактитовой декорацией. Портал был ориентирован на север, а в глубине помещения на южной стене находился украшенный изразцами михраб. По сторонам от него имелись узкие ниши с выходами наружу. В других стенах мечети находились широкие и глубокие ниши с выходами на террасу - айван, охватывавший мечеть с трех сторон на уровне цокольного этажа с худжрами.

Две большие пристройки фланкировали просторный двор перед порталом мечети. Их купольные залы (диаметр около 7 м) были окружены на двух этажах небольшими помещениями. Возможно, что двор с трехсторонней застройкой некогда был замкнутым и имел входной портал с северной стороны. (Е. Атачаррыев и другие, 1974). Ансамбль уже в конце XIX века находился в крайне плохом техническом состоянии: в стенах зияли трещины и относительно хорошо сохранился только великолепный по пропорциям, очертаниям и декоративному убранству портал мечети.

В графической реконструкции северного фасада мечети Г.А. Пугаченкова выделяет два высоких двухъярусных минарета, как бы продолжающих боковые устои портала. Наибольшую ценность и художественное своеобразие имела мозаичная декорация портала, в котором над аркой были воспроизведены изображения двух обращенных головами друг к другу злобных змеевидных драконов.

 мечеть, надгробие перед ней и два больших корпуса с высокими купольными залами. Их желтые тела извивались на темно-синем мозаичном фоне с мелким растительным орнаментом, который начинался от оскаленной пасти каждого фантастического существа. Изображение драконов на фасаде культового здания в Центральной Азии аналогов не имеет. Исчерпывающего объяснения происхождению этого сюжета в анауской мечети до сих пор не найдено, несмотря на то что изображения драконов вообще уходят в глубокую историю среднеазиатского искусства. Наиболее убедительную расшифровку сюжета дает Г.А. Пугаченкова, которая считает, что "это тотем населявшего в XV в. округ Анау... основного туркменского племени, к которому, возможно, принадлежал и шейх Джемаледдин", погребенный в Анау.

Предположение о местном происхождении тотема (религиозного символа племени) подкрепляется и тем, что орнамент мозаичной каймы, обрамляющей портальную арку и арабскую надпись над ней, как и драконы, также не имеет аналогий в декорировании архитектурных памятников Средней Азии; в то же время рисунок этого орнамента характерен для расписной керамики туркменского неолита (медно-бронзовой эпохи) и продолжает жить в ковровом туркменском искусстве. Все это позволяет видеть в декоративном убранстве анауской мечети воплощение художественных мотивов туркменского народа,унаследовавшего эти традиции у далеких предков, в чем выявляется особая ценность памятника.

 Страницы: 12

С этой статьей о Туркменистане также читали:

  Культура Туркменистана

  Почвы, растительность и животный мир Туркменистана

  Туркменская свадьба

  Заповедник Бадхызский

  Время собирать камни

© 2004—2021 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU