|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
Развитие Тарту в XIX веке определялось прежде всего вновь открытым в 1802 году университетом, который сосредоточил выдающиеся научные силы того времени и вскоре превратил Тарту в важнейший научный и культурный центр Прибалтики. Большим преимуществом как Тарту, так и университета было выгодное местоположение Тарту на пути, соединяющем столицу Российской империи Санкт-Петербург с западной Европой, благодаря чему Тарту был весьма посещаемым городом. Путешествия, бывшие в то время важной составной частью воспитания и образования, вызвали у путешественников потребность иметь изображения окружающей местности, которые бы напоминали впоследствии об увиденных местах, а также давали информацию о достопримечательностях. Ландшафтные виды как жанр искусства были распространены уже в XVIII веке. В Прибалтике они стали популярны в начале XIX столетия, когда стали издаваться серии с видами городов и живописных местностей, графическое тиражирование которых было недорогим, а потому доступным даже небогатым путешественникам. Представленные здесь виды Тарту были выбраны из творческого наследия тартуских художников-графиков с целью дать представление как о тартуской архитектуре, так и об уровне местного изобразительного искусства XIX в. Первым художником, представившим серию картин с видами Тарту, был Георг Фридрих Шлатер (1804-1870). Будучи странствующим художником, он основал в Тарту первую мастерскую литографии и быстро завоевал признание. Написанные им Виды Тарту и городских окрестностей изображают красивейшие и живописнейшие уголки, которым художник придал романтическое настроение. Литографии Шлатера выполнены в нежных тонах с богатым использованием светотени, хотя и с некоторыми неточностями в изображении перспективы. Преподававший в университете изящные искусства плодовитый художник Август Матиас Хаген (1794-1878) запечатлел виды Эстонии и Лифляндии, выполнив некоторые из них в виде гравюр. На созданной им акватинте Обсерватория можно видеть пустынный Домберг и жилые дома на ул.Валликрави. Довольно затемненный передний план картины и закрытая композиция дают основание отнести ее к эпохе классицизма. Еще один преподавательуниверситета, эстонский художник Вольдемар Фридрих Крюгер (1808-1894) составил достойное соперничество Шлатеру своей 6-страничной серией литографий, на которых виды Тарту предстают особенно реально и во всех деталях. Желание запечатлеть каждое мгновение с фотографической точностью прослеживается в альбоме видов Тарту 1860 г. немецкого художника Луиса Хефлингера, чьи литографии дают наиболее полное представление об окончательно сформировавшемся к тому времени архитектурном облике центра города. С тартускими окрестностями знакомит картина Хефлингера "Вид из сада" , изображающая низенькие деревянные домики вокруг пруда Мельтсивески. Собрание видов Тарту XIX века составлено на основе оригинальных художественных произведений, хранящихся в фондах Научной библиотеки Тартуского университета. Изображенный в графике исторический центр города во многом сохранил свои черты до наших дней, что дает увлекательную возможность узнавания и сравнения.
Перепубликация с www.tartu.ee/
| |||||||||
|