|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Армения: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Традиционная кухня Армении Ереван – колоритная столица Армении Великолепная Армения Все дороги ведут в Ереван Армению бог создал для отдыха и туризма Цвет граната - символ любви Культура Армении Из глубины веков Города и курорты Армении Советы Знаменитые Армяне Деятели культуры Армянский дневник Каменные кресты Путешествие в Нагорное Поднебесье |
Знаменитый пещерный монастырь АЙРИВАНК или ГЕГАРД расположен на склоне величественной отвесной скалы, расположенной в живописнейшей котловине ущелья реки Гарни. По сведениям историков, еще в IV веке, в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк. Однако ни одна постройка этого монастыря не сохранилась. Лишь у летописцев можно найти сведения о величественных храмах монастыря, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках, в которых путники всегда находили пристанище. Однако в Х - ХI веках монастырь неоднократно подвергался нападению захватчиков, а в 923 году был разграблен и сожжен. Погибли все первоначальные строения монастыря, но на их месте в последующие века строились новые сооружения. У самого входа в котловину находится полупещерная часовня, посвященная первому христианскому проповеднику и католикосу Армении ГРИГОРУ ЛУСАВОРИЧУ (Григорию Просветителю), высеченая в 1177 году. Существующий ансамбль относится к ХII-XIII векам. Название Гегард церковные легенды связывают с хранившимся здесь копьем, которым пронзили Христа на кресте. Сейчаc наконечник этого копья хранится в Эчмиадзинском музее. Главная церковь комплекса КАТОГИКЕ была построена в 1215 году основателями династии Захаридов, фамильный герб которых - лев, терзающий быка, - высечен над дверью храма Катогике. Это сооружение типичное для средневековья с купольным залом, план которого представляет собой крест, вписанный в прямоугольник. По углам зала расположены четыре двухэтажные часовни придела. На второй этаж ведут висячие (консольные) лестницы. Обычная архитектурная композиция тут доведена до совершенства. Она отличается пропорциональностью и изяществом отделки. В композиции памятника господствует линия вертикали. Устремленность вверх подчеркивается и вытянутой формой барабана с узкими и длиными нишами, которые покрыты изящной кружевной отделкой, и расположением главных украшений храма по вертикали. Очень нарядно выглядит купол здания. Барабан купола обрамляют парные полуколонки, cоединенные между собой изящными арками. Стены украшает тонкая резьба. Здесь растительные и геометрические орнаменты сочетаются с объемными изображениями птиц и животных, а также человеческих масок. Особенно выразителен переход от сумрака нижней части помещения к, насыщенному светом, высокому подкупольному прстранству. Продолжением главной церкви является притвор или ЖАМАТУН, построенный в 1225 году. Это большая прямоугольная зала, в центре которого находятся четыре мощные колонны, переходящие в восемь арок, поддерживающих купол здания. Купол состоит из девяти разных сводов. Все части купола украшены богатой резьбой с разнообразным орнаментом. Особым изяществом отделки отличается перекрытие центральной части строения, завершающееся световым окном - ердиком. В северной стене притвора, которую заменяет скала, находятся два входа, которые ведут в самую оригинальную часть монастыря. Левая дверь притвора ведет в главный скальный храм. Хотя она целиком высечена в скале, но хорошо освещается через световое окно, прорубленное на потолке. Церковь имеет четкий архитектурный облик. Здесь вырублены и полуколонны, и перекрещивающиеся арки, и глубокие сводчатые ниши, окаймленные фигурными арками. Стены покрыты изящной резьбой. И купол церкви, и потолок притвора богато украшены орнаментом. На полу плещется студеный родник. У края светового отверстия высечено имя строителя, подарившего миру этот шедевр каменотесного искусства. Через правую дверь можно попасть в пещерное сооружение, которая состоит из двух помещений. Переднее - было усыпальницей княжеского рода Прошей. Здесь над аркой высечен их герб: бычья голова, к которой привязаны два льва, между львами - орел с ягненком в когтях. Западная стена украшена полуколоннами с арочками, восточная - большим орнаментированым крестом между дверью и маленькой часовней. Другое помещение - церковь АСТВАЦАЦИН (БОГОРОДИЦЫ). Церковь хорошо освещается светом из проема в вершине купола. Особо изящен барабан. Он разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная ниша находится на возвышении и украшена орнаментом из ромбов, полуколоннами с арочками и превосходным карнизом. По ее сторонам в стенах вырезаны два хачкара.Вся церковь богато убрана резьбой. Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря, а третий в северном крыле.
| |||||||||
|