|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Албания: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Внешняя политика Государственное устройство и политика Религия в Албании О жителях Албании Албанский экскурсс Южные ворота Албании Билли-Винки Путешествие в неизведанную страну В Албании отмирает древний обычай, позволявший женщинам стать во главе семьи На западе Балканского полуострова Человек, отменивший религию Большие уроки маленькой Албании Общество, культура и образование Албании В Албании умирают последние "девственницы по обету" Традиции |
На протяжении четырех веков Османского правления в албанском обществе сохранялись племенные и феодальные традиции: крепкие родственные узы, племенные связи, власть местных вождей и землевладельцев. Однако с 1920-х годов и особенно после 1944 в общественной жизни произошли резкие изменения. И король Зогу, и коммунисты предпринимали попытки модернизации, индустриализации и урбанизации Албании, попутно искореняя отжившие социальные ценности и образ жизни. Коммунисты, применяя более жесткие методы и опираясь на более претенциозные доктрины, добились больших успехов, чем король Зогу, но трудно сказать, насколько их представления об эффективности, дисциплине, производительности труда и национальном единстве укоренились в новой управленческо-интеллектуальной элите, выдвинувшейся из переселившихся в города крестьян. Трудовые ресурсыКонтингент промышленных рабочих, некогда представленный немногочисленными низкооплачиваемыми горняками и кустарями-ремесленниками, после 1945 значительно расширился. Рабочие объединялись в профсоюзы, которые помогали соблюдать дисциплину и повышать производительность труда. В законодательном порядке был установлен восьмичасовой рабочий день, запрещался труд детей моложе 14 лет. В 1988 во всех отраслях хозяйства было занято 1,5 млн. человек, в 1992 – 1,2 млн. Число безработных, превышавшее 400 тыс. в 1992, резко возросло к концу 1990-х годов. Отношение к религииВ конституциях 1914 и 1928 провозглашалась свобода вероисповедания. Государство стремилось заручиться поддержкой религиозных общин. Правоверные мусульмане (сунниты) реорганизовали свою общину в 1929, возложив руководство ею на генеральный совет, в который входили представители от каждой префектуры и четырех крупных географических зон. Тогда же мусульмане-бекташи отделились от суннитов и с тех пор сами управляли своим орденом. После длительных и трудных переговоров с Константинопольским патриархатом православная церковь Албании в 1922 объявила о своей административной независимости, с чем патриархат вынужден был согласиться в 1937. Организация и политика католической церкви находились под контролем Ватикана. С приходом к власти коммунистов в религиозной жизни произошли серьезные изменения. Коммунисты резко выступили против религии, особенно католической. В мае 1945 был провозглашен новый устав мусульман-бекташей, совершенно независимый от суннитского. Правительство поставило противников суннитов во главе обоих течений, ввело своих людей в религиозные общины, укрепило связи с СССР и организовало поддержку международных коммунистических кампаний, например движения сторонников мира. Такая же политика велась по отношению к православной церкви. Католическая религия подверглась более резким нападкам, что получило отражение в тексте конституции, принятой в августе 1951. Смягчение политики в отношении католицизма началось с конца 1950-х годов, когда Албания пыталась наладить контакты со странами Запада, особенно с Италией и Францией. Однако усилившееся в 1966–1967 китайское влияние стимулировало новую волну антикатолических мер, и 4 июня 1967 в стране была закрыта последняя католическая церковь. Тем не менее религиозная жизнь в Албании не прекращалась, и в мае 1990 под нажимом общественности власти объявили о легализации всех вероисповеданий. КультураВлияние турецкой, греческой и итальянской культур затрудняло развитие национальной культуры. Подъем национального самосознания с 1878 способствовал становлению публицистики и лирической поэзии на албанском языке. Однако такие проводники культуры, как школы, книжные магазины, журналы и газеты, стали появляться только в 1920–1930-е годы. Коммунистическое правительство стимулировало развитие культуры, уделяя внимание переводам книг писателей из стран коммунистического блока и особенно СССР. Культурные связи с Западом стали оживляться с 1961, после разрыва отношений с СССР. В 1945 в Тиране открылся первый профессиональный театр. Затем последовало создание театров в Шкодере в 1949 и в Корче в 1950. В начале 1950-х годов при помощи СССР была создана кинопромышленность. Она выпускала патриотические фильмы, пронизанные национальной идеей. В конце 1980-х годов в Албании насчитывалось ок. 100 кинотеатров. Ежегодно выпускалось ок. 900 названий книг. В настоящее время издается ок. 100 газет и журналов. ОбразованиеПравители Османской империи вплоть до конца 19 в. не разрешали использовать албанский язык в школах и даже запрещали говорить на родном языке. В Албании работали только турецкие, греческие и итальянские школы.
| |||||||||
|