Гаити
Гаити
Палау
Палау
Бельгия
Бельгия
Бурунди
Бурунди
Белиз
Белиз
Нигерия
Нигерия
Мальдивы
Мальдивы
Индия
Индия
Австралия
Австралия
Гана
Гана
Сомали
Сомали
Беларусь
Беларусь
Уганда
Уганда
Бангладеш
Бангладеш

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Албания:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Внешняя политика

Государственное устройство и политика

Религия в Албании

О жителях Албании

Албанский экскурсс

Южные ворота Албании

Билли-Винки

Путешествие в неизведанную страну

В Албании отмирает древний обычай, позволявший женщинам стать во главе семьи

На западе Балканского полуострова

Человек, отменивший религию

Большие уроки маленькой Албании

Общество, культура и образование Албании

В Албании умирают последние "девственницы по обету"

Традиции


Албания - Человек, отменивший религию

Человек, отменивший религию

  

Подраздел: Cтатьи об Албании | Албания
Страницы: 12

100-летие со дня рождения вождя коммунистической Албании Энвера ХоджиВ нынешнем году отмечалось 100-летие со дня рождения вождя коммунистической Албании Энвера Ходжи. Этот человек, будучи лидером одной из самых маленьких стран мира, вошел в историю как деятель брутальный и парадоксальный. Этими двумя качествами отличалось и его отношение к религии. Коммунистические вожди либо жестко преследовали религию и Церковь, возводя на их месте "святыни" новой, коммунистической квазирелигии, либо более или менее мягко загоняли практику веры в общественное гетто. Но никому, кроме Энвера Ходжи, даже не пришло в голову религию "взять и отменить", официально провозгласив свою страну первым в мире атеистическим государством.

Как и многие другие вожди мирового пролетариата, по происхождению Энвер Ходжа принадлежал к кругам зажиточным и по албанским меркам даже элитарным. Он родился 16 октября 1908 года в южноалбанском городе Гирокастра в семье крупного торговца одеждой: по одним данным, мусульманина-суннита, по другим – принадлежавшего к шиитскому суфийскому тарикату Бекташи. Есть сведения, что совсем юный Энвер был отправлен отцом за благословением к местному бекташийскому шейху Селиму.

Впрочем, настоящей религией для семьи Ходжа были идеи национального освобождения Албании. Во время обучения в университете во Франции Энвер увлекся марксизмом. Впоследствии он возглавил Албанскую партию труда, которая пришла к власти в ноябре 1944 года и монопольно правила страной вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия.

В первые годы коммунистического правления в послевоенной Албании политика властей в отношении религии и религиозных организаций мало чем отличалась от действий других коммунистических режимов. В 1945 году по новому закону об аграрной реформе была конфискована собственность религиозных организаций. Первой жертвой коммунистов пала Римско-Католическая Церковь в Албании. В 1946 году на территории страны была запрещена деятельность ордена иезуитов, а в 1947 году – ордена францисканцев. Все религиозные организации были поставлены под жесточайший контроль. За период с 1945 по 1953 год резко сократилось число католических священников, а число приходов в стране уменьшилось с 253 до 100, то есть более чем наполовину. Многие католические прелаты были репрессированы по обвинению в сотрудничестве с итальянскими фашистами во время оккупации Албании в годы Второй мировой войны, хотя в действительности таких коллаборационистов были единицы.

в послевоенной Албании Вообще в своих взаимоотношениях с религией Энвер Ходжа и его соратники исходили отнюдь не из принципов марксистско-ленинской философии, а из предпосылок гипертрофированного национализма – впрочем, характерного и для многих других деятелей албанского освободительного движения. Суть этих предпосылок в том, что каждая из трех издавна существующих в Албании религиозных общин – мусульманской, православной и католической – является агентом влияния соответственно Турции, греческих сепаратистов на юге страны и Ватикана. Энвер Ходжа в своих выступлениях часто повторял фразу: "Религия албанцев – албанизм". Фраза эта принадлежала, впрочем, не ему, а писателю и публицисту XIX столетия Васа Пашко (1825–1892), который был к тому же францисканским монахом. Репрессиям подверглись и мюриды шиитско-суфийского тариката Бекташи, его деятельность была возобновлена лишь в 1954 году среди албанских иммигрантов в США.

Как и Сталин, Энвер Ходжа обрушил жесткие репрессии на религиозные институты и верующих. Однако речь еще не шла о полном уничтожении религии как общественного явления. Произойдет это позже, уже в 1960-е годы. За это время Энвер Ходжа успеет поссориться с тогдашним хрущевским руководством КПСС и обратит свои взоры на Китай, где в то время практически сформировался маоизм как особая политическая доктрина. Разрыв с СССР официально был обусловлен развенчанием культа личности Сталина, бывшего для Ходжи непререкаемым кумиром (памятники Сталину сохранялись в Албании вплоть до крушения коммунизма, а имя советского вождя носил все это время город Кучова).

Возможно, под влиянием китайской культурной революции антирелигиозная кампания в Албании в 1960-х годах разгорелась с новой силой. Причем ее ударной силой, как и в маоистском Китае, стала рабочая и студенческая молодежь, среди которой резко активизировалась пропаганда атеизма в его воинствующей форме. 6 февраля 1967 года был выпущен закон, запрещающий всяческую религиозную практику в стране, как общественную, так и частную. Это касалось всех религий.

 Страницы: 12

С этой статьей об Албании также читали:

  История Албании

  Билли-Винки

  На отдых в Албанию

  Албания, Дюресс, отель Адриатик

  Кровная месть по-албански

© 2004—2017 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU