![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Процесс поиска компромисса в области паритетного использования водных ресурсов региона имеет давнюю историю. Как правило, попытки заключения соглашения в данной сфере приводили лишь к декларативным примирительным заявлениям. В 1995 году в ходе переговоров между правительствами среднеазиатских государств была выработана Нукусская декларация, провозгласившая равноправие в межгосударственном сотрудничестве по водно-энергетическим проблемам. В 2006 году на саммите в Астане лидеры центрально-азиатских государств сошлись во мнении, что «водно-энергетический вопрос необходимо решать сообща». Однако и поныне не существует юридического акта, который бы с должной ясностью регулировал взаимоотношения республик в данной сфере. Как итог, складывается абсурдная ситуация взаимонепонимания. Намерения Таджикистана увеличить водозабор грозят привести к осушению Амударьи, вымиранию и опустыниванию огромных территорий. Одновременно, сталкиваясь с энергетическим кризисом и не находя должной поддержки от своих соседей, Душанбе вынужден идти на крайние меры, строя новые гидроэлектростанции (в частности Нурекскую ГЭС) и на полную мощность используя старые. Сложность проблемы водопользования в Среднеазиатском регионе создает ложное впечатление, будто «худой мир лучше доброй драки». Отсюда проистекает игнорирование кризисной ситуации и усугубление дефицита воды в прилегающих к Амударье областях. Помимо приведенного утверждения необходимо учитывать тот факт, что принятие значительных решений в одностороннем порядке неизбежно повлечет за собой ухудшение межгосударственных взаимоотношений и дестабилизирует ситуацию в регионе. Тому есть очевидные и пугающие примеры. В 2000 году различное понимание ситуации едва не обернулось вооруженным конфликтом между Киргизстаном и Узбекистаном. В ответ на прекращение поставок газа из Узбекистана Бишкек начал сброс больших масс воды из Токтогульского водохранилища. Ташкент отреагировал также жестко – части узбекской армии провели в непосредственной близости от границы с Киргизией показательные учения по захвату гидротехнических объектов. Правительство Киргизии, в свою очередь, ответило угрозой взрыва плотины на водохранилище, в результате чего потоки воды могли обрушиться на Ферганскую и Зарафшанскую долины Узбекистана. В целом, история водопользования в Средней Азии последних 15 лет свидетельствует о недопонимании правительствами независимых республик всей значимости вопроса. Независимое экспертное сообщество относится с изрядным скептицизмом к возможности скорого установления благоразумного распределения вод Амударьи и Сырдарьи. Вопреки ряду встреч и переговоров, в том числе и на самом высоком уровне, устранить недостатки системы не удается. Тому есть объективные причины. Современная структура распределения водных ресурсов Средней Азии была создана в период существования Советского Союза, ее продумывали и ей руководили из единого центра. С отделением же республик система водопользования в общих чертах была сохранена, но в корне переменились геополитические условия. Отсюда, на наш взгляд, проистекает два возможных направления развития. Первый весьма дорогостоящий и труднореализуемый, кратко его можно свести к изменению всей системы водораспределения в регионе. Помимо указанных недостатков, этот путь обладает несомненным «достоинством» - он подогревает эгоистичные аппетиты местных элит. Другой путь, несомненно, заключает в себе ряд затруднительных обстоятельств. Для продвижения по нему требуется политическая воля в установлении прагматичных и партнерских отношений между всеми заинтересованными сторонами. Специальный советник Регионального экологического центра Центральной Азии Булат Есекин считает, что «если стороны надеются, что из их частного эгоизма каким-то образом сложится основа единого сбалансированного управления ресурсами, то получится то, что получается обычно, то есть ничего, - и подводит неутешительный итог: - за 15 лет независимости страны региона так и не смогли продемонстрировать общую волю в решении общих же проблем. А значит, они нуждаются в наднациональном центре управления, или, как минимум, в постоянном мониторинге извне». Проект подобного международного регулирования под названием «дорожная карта» был выдвинут ЕврАзЭС. Предложения разработчиков документа предусматривают проведение комплексного пересмотра системы взаимоотношений Среднеазиатских государств в области водопользования и решение основных проблем в три «фазы». Главным итогом реализации данного плана может стать утверждение «прозрачных» принципов разделения природных ресурсов, их справедливого распределения и взаимовыгодного сотрудничества Среднеазиатских государств в сфере энергетики, сельского хозяйства и экологии.
Перепубликация с www.easttime.ru
| |||||||||
|