![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Мало кому известно сейчас, что первый киносеанс в Ташкенте состоялся в 1897 году. История киноискусства Узбекистана, как и вся история мирового кино, начиналась с кинодокументалистики. На рубеже ХIХ – ХХ веков хивинец Худойберган Деванов, заинтересовавшись новым видом искусства, на собственные сбережения купил одну из первых кинокамер «Патэ», и затем стал показывать изумленным землякам архитектурные достопримечательности Хивы с экрана. С живописного портрета кинооператора Худойбергана Деванова, начинается экспозиция музея киноискусства Узбекистана. Родоначальник узбекского кино изображен со старинной кинокамерой на коленях.
Большой вклад в собрание киноархива сделал народный художник Узбекистана Рузы Чарыев. Это он призвал всех художников, занимавшихся кинодеятельностью, подарить свои эскизы к фильмам архивному фонду. Сам он написал групповой портрет деятелей кино, который и стал ключевым экспонатом в экспозиции нового музея. Дизайнерское решение экспозиции принадлежит известному художнику Узбекистана Бобуру Исмаилову. Ее открывает архивная киноаппаратура – осветительные приборы и кинокамеры разных марок, с которыми работали деятели кино Узбекистана в последние десятилетия. Но основные экспонаты – конечно же, черно-белые фотографии, поскольку в них запечатлены исторические мгновения развития киноискусства республики. Художественным средством выразительности в решении музейной экспозиции Бобур Исмаилов выбрал изображение киноленты с перфорациями, которая «обвивает» все витрины. На кадрах из фильмов – художественных, документальных, короткометражных – построены все стенды экспозиции. Динамику им придают несколько мониторов, на которых демонстрируются отреставрированные старые киноленты. У посетителей музея особую эмоциональную реакцию вызывает раздел посвященный немому кино Узбекистана. Задержаться у этого стенда зрителей заставляет монитор, на котором демонстрируется восстановленный немой узбекский фильм «Вторая жена», снятый в 1935 году. Отдельный стенд посвящен документальному кино республики. Только в музее киноискусства Узбекистана можно воочию увидеть золотистую Нику – премию Академии кино России. Ею был награжден в 1991 году в номинации «Честь и достоинство» выдающийся кинодокументалист республики Малик Каюмов. Его творчеству отведено особое место на стендах экспозиции. В центре экспозиции – раритетная афиша известного фильма «Тахир и Зухра» режиссера Наби Ганиева. Он представляет интерес с одной стороны, как пример яркого творчества кинохудожников республики, с другой – как наглядное свидетельство славной истории узбекского киноискусства. Ведь не случайно этот фильм, как знаковый, включен в «золотой фонд» ЮНЕСКО. В экспозиции представлены и другие фильмы, на которых сегодня учатся будущие режиссеры и операторы республики – «Очарован тобой», «Об этом говорит вся махалля», «Нежность» и другие. Наиболее ярко выглядит витрина, посвященная анимационному кино. Здесь представлены рисованные и игрушечные герои мультипликационных фильмов, снятых художниками и режиссерами Узбекистана. Украшением музейной экспозиции стали костюмы к фильму «Амир Темур». Особенно привлекает зрительское внимание костюм жены сахибкирана – Биби-ханым, выполненный из ярко-красной ткани. Он стал композиционным и цветовым акцентом вводного зала экспозиции. Завершается экспозиция музея изображением кинопленки, свернутой в рулон. Этот символический образ говорит о том, что у киноискусства Узбекистана еще все впереди. Гульсара Бабаджанова
Перепубликация с touruz.com
| |||||||||
|