Замбия
Замбия
Палау
Палау
Швейцария
Швейцария
Эквадор
Эквадор
Украина
Украина
Бруней
Бруней
Сирия
Сирия
Белиз
Белиз
Гвинея
Гвинея
Латвия
Латвия
Панама
Панама
Польша
Польша
США
США
Ангола
Ангола

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Дастан

Дастан

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

Музыканты, играющие на карнаеДалеко над крышами домов разносятся звуки карнаев - сегодня в махалле свадьба, уважаемый сосед выдает дочку замуж. Женщины, запевая песню с припевом "Ёр-ёр!", провожают невесту в дом жениха. Сложилось так, что с незапамятных времен музыка и песня сопровождают все обряды и ритуалы, сопутствующие самым значительным событиям в жизни узбеков от рождения до конца земных дней. На седьмой день после появления на свет младенца его впервые пеленают и укладывают в люльку-бешик под пение колыбельной "Алла". Заболело дитя - его утешают песней-речитативом "Бадик". Старинные ритуальные песенные плачи "Йиги" и "Йуклов" и сегодня звучат на похоронах и поминках. Во многих узбекских семьях бережно хранятся и передаются из поколения в поколение традиционные обрядовые песни, наполненные особым смыслом, нередко берущие начало еще из эпохи доисламской языческой культуры.

Из исторических источников известно, что гимны священной книги зороастрийцев "Авесты", возникшей две с половиной тысячи лет назад в Хорезме, исполнялись распевным речитативом. Описывая завоеванные персидским царем Дарием земли и народы, "отец истории" Геродот в V в. до н.э. упоминал хоровые песнопения массагетов - далеких предков современных узбеков. Искусство согдийцев, исполнявших древние обрядовые песни, отмечал ученый Х века Наршахи в своей "Истории Бухары".

В некоторых районах Узбекистана до наших дней остался обычай начинать полевые работы с ритуального обряда первой борозды и песни "Куш хайдаш", а собирать урожай под песню "Обло барак". Сурхандарьинские и кашкадарьинские крестьяне на покос выходят с песней "Ёзи", молотят зерно - звучит обрядовая мелодия "Майда". Весенний праздник "Навруз" в Узбекистане встречают хоровыми песнями "Навруз айеми" и "Навруз муборак", зимой приветствуют первый снег прибаутками "Кор келди"…

Конечно, узбекский музыкальный фольклор не ограничивается обрядовыми и ритуальными песнями. До сих пор огромной популярностью пользуются старинные песенные жанры "кушик", "лапар", "ялла", в основе которых лежат куплеты поэтического текста, исполняемые в сопровождении танцев. Надо сказать, что взаимосвязь стихотворного текста, мелодии и ритма всегда была основой узбекской народной музыки.

Особое место в узбекском музыкальном наследии занимают дастаны Особое место в узбекском музыкальном наследии занимают дастаны - эпические сказания лирико-героического содержания. Устное музыкально-поэтическое творчество народов, населявших территорию Узбекистана, имеет столь давние традиции, что трудно точно определить дату создания таких шедевров, как дастан "Гур угли" или героический эпос "Алпомыш". Известно только, что уже тысячу лет назад сурхандарьинские бахши из узбекского рода "кунграт" пели дастаны о подвигах легендарного богатыря Алпомыша. А сюжет эпоса "Ойсулу" восходит к событиям VI века до нашей эры и связан с историей борьбы царицы массагетов Томирис с персидским царем Киром. Легенды согдов и саков, некогда обитавших в Чаче (Ташкенте), стали поэтической основой для таких древнейших дастанов, как "Ширин и Шакар", "Тахир и Зухра", "Фархад и Ширин".

В Узбекистане исторически сложились несколько своеобразных школ исполнителей дастанов. В Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях дастаны поют в речитативно-гортанной манере в сопровождении домбры. В Хорезме певцам-бахши аккомпанируют ансамбли музыкальных инструментов в составе дутара, гиджака и буламана, а в Каракалпакии - сказители-жырау исполняют дастаны в сопровождении двухструнного смычкового музыкального инструмента кобуза. Дастаны, как и обрядовые и ритуальные песни, основанные на поэтике фольклора, можно считать одной из форм профессиональной музыкальной устной традиции.

 Страницы: 1

Перепубликация с www.sairamtour.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  История Узбекистана

  Синтез восточной и европейской музыки

  Подpобности о стpане

  Намазгох

  Куня-Арк

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU