Китай
Китай
Лаос
Лаос
Пакистан
Пакистан
Эфиопия
Эфиопия
Камбоджа
Камбоджа
Гаити
Гаити
Кения
Кения
Греция
Греция
Гондурас
Гондурас
Малави
Малави
Перу
Перу
Панама
Панама
Доминика
Доминика
Иран
Иран

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Разнообразие школ резьбы по дереву

Разнообразие школ резьбы по дереву

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

В художественных салонах Ташкента, Самарканда, Бухары, Коканда и Хивы представлены самые разнообразные предметы, украшенные резьбой по дереву: традиционные хантахты и комплекты шестигранных декоративных столиков с табуретами, шкатулки и пеналы, пудреницы и коробочки для драгоценностей, портсигары и трости, футляры для книг и рамы для картин, резные декоративные настенные панно и блюда. На столешницах и шкатулках узоры обычно состоят из центральной композиции в виде розетки или медальона в обрамлении узких и широких орнаментированных полос.

Один из самых оригинальным видов резного дерева - раздвижная подставка для Корана лаух появилась в средние века

Художественное значение и ценность узора на изделии определяются не только красотой орнамента, но и его пластикой, ритмами отдельных элементов, гармоничной увязкой их с формой предмета. Мастера применяют для монументальной резьбы и для оформления изделий одни и те же орнаменты, соответственно меняя их масштаб и глубину рельефа. Они никогда не переносят механически узоры разнохарактерных произведений с одной вещи на другую, всегда творчески осмысливая функциональность и архитектонику изделия.

Один из самых оригинальным видов резного дерева - раздвижная подставка для Корана лаух появилась в средние века. Считалось, что с уходом из жизни в середине прошлого века знаменитого ташкентского резчика усто С.Ходжаева искусство изготовления лауха утеряно. Однако четверть века назад сразу несколько мастеров решили возродить этот древний вид резьбы. Лаух вырезается из одного цельного куска дерева. Когда раздвигают его неотделимые друг от друга прорезанные части, то получается небольшой пюпитр для книги, а сам лаух устанавливается на столе. Трудно поверить, что эта сложная конструкция выполняется без клея, гвоздей и каких-либо шарниров. В сложенном виде лаух превращается в аккуратный брусок дерева. Самые искусные мастера изготавливают двух- и трехслойные лаухи, которые, раздвигаясь, образуют своеобразную миниатюрную этажерку. Боковые полочки предназначены для небольших предметов - карандаша, блокнота, закладки для книги. Лаухи, как правило, украшены изысканной резьбой, все детали тщательно отполированы. Пожалуй, наивысшего мастерства в изготовлении этих экзотических изделий достиг ташкентский мастер А.Азларов. Из-под его резца выходят "многоэтажные" лаухи, насчитывающие до десяти слоев раздвижных деталей.

Несмотря на все испытания и превратности судьбы, резное дерево остается одним из самых популярных видов прикладного искусства. Резные двери и колонны становятся неотъемлемой частью декора при строительстве общественных зданий, музеев и культовых сооружений. Природная фактура дерева, устойчивость древних традиций, тепло искусных рук, переданное мастером своему произведению, делают резьбу по дереву особенно привлекательной для человека в современном мире высоких технологий.

 Страницы: 12

Перепубликация с www.sairamtour.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Хели-ски в горах Узбекистана

  Туризм Узбекистана

  Медресе Абулкасыма

  Музей железнодорожной техники

  Природные ресурсы Узбекистана

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU