Бангладеш
Бангладеш
Камбоджа
Камбоджа
Гаити
Гаити
ОАЭ
ОАЭ
Словения
Словения
Мали
Мали
Лесото
Лесото
Парагвай
Парагвай
Замбия
Замбия
Белиз
Белиз
Австрия
Австрия
Нигер
Нигер
Мозамбик
Мозамбик
Тунис
Тунис

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Немного этнографии

Немного этнографии

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Площадь РегистанО парадной самаркандской площади Регистан со знаменитыми мечетями, покрытыми голубыми изразцами, орнаментами и арабской вязью стихов из Корана, об усыпальнице великого Тамерлана или о гробнице с рукой Даниёра (святого Даниила) длиной – хотите верьте, хотите нет – более 10 метров, о древних дворцах и медресе, полуразрушенных крепостях и музеях – обо всем этом можно прочитать в путеводителях. Уклад жизни в Узбекистане настолько отличается от нашего, что любая мелочь переживается по-особому.

За исключением центральных площадей 400 тысячный Самарканд с наступлением сумерек погружается во тьму. На проспекте Алишера Навои, где мы жили, не светился ни один уличный фонарь. После шести часов вечера сразу наступает ночь, люди по улицам передвигаются с карманными фонариками. Повсюду продаются зажигалки со встроенным фонариком.

Мы остановились у друга детства Арсения – Володи, экономиста, зарабатывавшего на жизнь изготовлением копченых сырных палочек "К пиву". Поначалу бизнес шел неплохо, но потом Володя и его приятели прогорели – не выдержали конкуренции со здешними армянами. Реальность такова: если ты не член какого-то клана или этнической группы, заработать тебе не дадут. Люди здесь живут в гораздо более узких и тесных мирках, чем мы привыкли. (После нашего отъезда Володя оставил все и перебрался в Пензу – начинать новую жизнь.)

В двухмиллионном Ташкенте, наверное, ситуация иная, а в провинции остались считанные русские – "последние из могикан". Хотя мы лично никакого недружелюбия не заметили – напротив, я была поражена непривычной приветливостью. Сочетание тепла, солнца и ощущения полной безопасности, даже ночью, покорило меня при первом свидании с Узбекистаном. Узбеки всегда были гостеприимны и открыты: никакой зависти, огромное уважение к гостям и чувство ответственности: "если ты приехал ко мне – это почет. Ты мой гость, и я за тебя отвечаю".

Еще в Москве Арсений созвонился с самаркандскими друзьями, попросил, чтобы нас свели с люли – узбекскими цыганами. Считается, что во времена Тимура Тамерлана рабов приводили из Индии и Персии. Так на этой земле появился народ люли – "красивые". В советское время люли, как все, обязаны были учиться в школе, иметь паспорт и постоянное место работы. Теперь многие вернулись к ремеслу, о котором при Советах предпочитали стыдливо умалчивать – воровству, попрошайничеству, торговле наркотиками. Но цыган здесь не гоняют, они спокойно живут в отведенных им кварталах. Кто-то кочует, чтобы заработать деньги в других городах. Работают в основном женщины и дети, в семьях по 10–14 детей, мужчины сидят дома и "распределяют бюджет".

Кстати, в Узбекистане плату за фотографирование с Арсения требовали только цыгане и дети. Ребятишки заучили для этого три слова из трех языков: "хэллоу", "жвачка" и "бон-бон".

Курпачи - многоцветные стеганые коврики

Нас тянуло прочь из города. И случай тут же представился – сначала выбрались на помолвку неподалеку от Самарканда, а затем и на двойную свадьбу в горном кишлаке. На свадьбу попали случайно, но это очень типичная для Узбекистана история: разговорились как-то с рабочими, лепившими кирпичи, и один тут же позвал нас на свадьбу, на которую сам был приглашен.

Многоженства в этой мусульманской стране ничуть не больше, чем у нас. К браку относятся ответственно – это в значительной степени хозяйственное мероприятие. За женихом и невестой стоят желающие породниться семейства и целые кланы. Так что на помолвке жениха с невестой вы можете и не увидать, зато непременно съедутся несколько сот человек с обеих сторон.

Мы заглянули в поставленную во дворе войлочную юрту, где демонстрировалось приданое невесты. Наполовину оно состояло из курпачи – многоцветных стеганых ковриков, набитых хлопком. Это одновременно матрац, одеяло и подушка. В приданое входит все тканое и шитое – штук тридцать курпачи, подушки, полотенца, платки, халаты, платья, шаровары. Невеста и ее родня отвечают за убранство, а вот дом должен построить муж. И каждой жене отдельный – что сводит возможности многоженства к минимуму. Ради экономии практикуются двойные, тройные и даже комбинированные свадьбы – например, свадьба может сочетаться с обрезанием. На свадьбу приглашают весь кишлак, к этому событию готовятся всю жизнь – родители начинают копить деньги с самого рождения будущих молодоженов. Свадьбу невозможно окупить без 500–800 приглашенных.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Джейран

  Музыкальные инструменты

  Прощай, СССР!

  Школы узбекской керамики

  Согдийская принцесса и храм огня

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU