![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Турция: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Новый год и Рождество в Турции Брак с иностранцем. Сказка ли это? Гранат, Крепость коз и баня Полиция Турции Здравоохранение в Турции Аквапарки в Турции Каппадокия – страна чистокровных лошадей Сельге – античный город в горах Тавра Древний город Летоон Древний город Аспендос Архитектура древнего Аспендоса Олимпос Агва Шиле Восьмое чудо света-Памуккале |
«Сон» - небольшое прозаическое произведение, полное метафор и аллегорий, написано Н. Кемалем в эмиграции. Опубликовано было лишь накануне младотурецкой революции и неоднократно печаталось после ее победы. Но оно получило широкое (тайное) распространение в сотнях списков в последние десятилетия XIX в. Воображаемое сновидение автора в майскую ночь 1872 г. относится к периоду, когда Н. Кемаль, вернувшись из эмиграции, особенно остро ощущал произвол и бесправие, царившие в его стране. Ему, точнее герою поэмы, предстал во сне некий ангел или фея, закованная в цепи, которые распадались все больше с каждым ее шагом вперед. И Кемаль восторженно писал, что, глядя на эту фею, он понял, что перед ним олицетворение Свободы, о которой он мечтал. Эта «фея Свободы» с высокой скалы призывала людей к пробуждению, к борьбе за лучшее будущее. «Сон» Н. Кемаля представляет собой один из лучших образцов турецкой политической публицистики того времени, в котором художественность образов подчеркивала и усиливала идеи автора. Со страниц «Сна» звучал страстный призыв к свободе и патриотизму, экономическому и культурному прогрессу страны. Яркая публицистичность «Сна» проявилась и в его заключительных строках. Пробудившись от своих грез и поняв, что это был лишь сон, герой вновь и вновь пытается в него погрузиться, но, увы, безрезультатно. Особенно сильна публицистическая сторона «Писем из Магосы». Писатель горячо протестовал против произвола, жертвами которого стали многие узники цитадели, среди которых был даже шейх Ахмед - один из руководителей Кюлелийского заговора 1859 г. (заговор возник под религиозными знаменами ислама и имел целью свержение султана Абдул-Меджида, ликвидацию реформ и новых порядков, основанных на уравнении в правах мусульман и немусульман, что, по мнению заговорщиков, противоречило шариату и т. д.). Открытым вызовом султанскому абсолютизму звучали слова Намыка Кемаля, лишенного правительством титула бея, о том, что народ называет его «преданным родине». Этот титул он считает для себя более почетным. В острой сатирической форме бичевал Н. Кемаль административный и судебный произвол в своей стране, обличал деспотизм, показывал бедственное положение, в котором оказалась страна. Он гневно писал о том, что высокопоставленные лица империи бросают в тюрьмы, подобные Магосской, многих невинных людей даже без всякого следствия и суда. Османскую империю Кемаль сравнивал с местом своего заключения, говоря, что Магосская крепость миниатюрное отображение всей Османской империи. Подобные мысли, содержащиеся в письме заточенного в тюрьму популярного поэта и писателя, несомненно, сыграли немалую роль в распространении антиабсолютистских идей в Османской империи второй половины XIX в., повлияли и на дальнейшее развитие турецкой политической публицистики.
Публицистический пафос сочинения Н. Кемаля направлен против утверждения Э. Ренана о том, что ислам является препятствием на пути развития знаний и просвещения. Возражая Э. Ренану, он доказывал, что догматы ислама отнюдь не препятствуют развитию науки, в частности изучению математики и других точных наук. При этом автор прибегал к историческим примерам, свидетельствовавшим о высоком уровне научных знаний у мусульманских народов в ряде стран (Ибн-Сина, аль-Фараби, Улугбек, Ибн Халдун и др.). Кемаль защищал не только свою религию, но и комплекс традиций, которые конституционалисты 1860-1870-х гг. стремились взять на вооружение в борьбе за реформы. Его аргументация в споре с Ренаном выглядела достаточно поверхностной и слишком эмоциональной.
Перепубликация с stanbul.ru
| |||||||||
|