![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Палестина: ![]() ![]() Экономика Палестины Герои и жертвы палестинской истории Палестинцы готовят "белую интифаду" История древней Палестины, от неандертальцев и до наших дней Палестинский человек века Тяжелая жизнь палестинских геев Палестина. Вифлеем В Палестине 10 тысяч детей выучили Коран наизусть Один день в Палестинской автономии Палестина, катастрофа 1948 года и грядущий День освобождения Конференция в Осло… и ее забытая годовщина Без права на возвращение, мир в Палестине невозможен Поджог мечети аль-Акса На палестинской фабрике оружия На помощь Палестине скинутся всем миром |
Были сформулированы многочисленные запреты на использование отдельных видов диких животных, которые считались ритуально нечистыми: все виды коротконогих млекопитающих, пресмыкающиеся и насекомые (Ваикра 11:43). Полезные свойства других животных или продукты их жизнедеятельности могли использоваться для хозяйственных нужд. Однако охота разрешалась только на парнокопытных, жвачных животных (Дварим 14:5). Запрещалось разорять гнезда диких птиц, забирать птицу или птенцов из гнезда (Вавилонский Талмуд 141). При сборе винограда на ветках следовало оставлять для птиц маленькие грозди ягод. В этих же целях на полях оставлялась определенная часть неубранного урожая ячменя и пшеницы (Дварим 24:21). В древнем Израиле не допускалось жестокое обращение с домашними животными. Закон запрещал без крайней необходимости причинять им боль. Согласно галахе, этот закон вытекал непосредственно из Торы и воспринимался верующими евреями как повеления Всевышнего.
Особо охраняемые объекты природы в древнем Израиле выбирались настолько удачно, что их с полным основанием можно считать историческими прообразами современных заповедников, заказников и памятников природы. В древнейшем своде еврейских законов не было специальных норм об охране природы в целом. Они стали достоянием цивилизованных стран лишь в конце XX века, когда люди осознали системное строение биосферы, всю сложность взаимосвязей в природе. Тем более удивительно, что в Талмуде имеется резервная галаха - "Не уничтожай!", которую древнееврейские мудрецы распространили на все объекты материального мира, в том числе и объекты природы. Она установила запрет уничтожать или портить любой объект, который имеет ценность и может быть использован (Дварим 20:19). Таким образом, галахи Вавилонского Талмуда в своей совокупности составляли самобытную систему правового регулирования природоохранительных отношении, адекватную тогдашним общественным условиям. Вполне закономерно, что галахи Талмуда представляли собой нерасторжимое единство как биологических требований, так и требований производственных, правовых, моральных и обрядово-ритуальных. Галахи Вавилонского Талмуда, регулирующие отношения по использованию природных ресурсов и охране природы, распространялись только на Земли Израиля. Все территории за пределами были объявлены ритуально нечистыми. Проживание на Земле народов или занятие там какой-либо хозяйственной деятельностью делало еврея ритуально нечистым. Даже воздушное пространство за пределами Земли Израиля также считалось нечистым и придавало человеку статус ритуальной нечистоты. Эти религиозные представления о Земле народов препятствовали рецепции древнееврейского права в другие страны, делали его закрытой, корпоративной системой. Она не оказала существенного воздействия на правовые системы других стран.
Перепубликация с law.edu.ru
| |||||||||
|