![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
Яан Коорт родился 6 ноября 1883 года в Тартумаа. Начало творческого пути Яана Коорта, как и многих других эстонских юношей, стремившихся к знаниям и творчеству, связано с Петербургом. Он поступил в Училище технического рисования в Соляном переулке столицы России, основанное на средства барона А. Штиглица. Опытные преподаватели, сами прошедшие традиционную академическую школу, передавали ее своим ученикам. Среди них были живописец А. Н. Новоскольцев, оформивший интерьеры собора Александра Невского в Таллинне, и один из основоположников эстонской скульптуры Амандус Адамсон, автор памятника морякам с броненосца "Русалка". Яан Коорт с упорством эстонского крестьянского сына овладевал основами мастерства ваяния, умением работать с любыми материалами. И нет сомнения, что античные скульптуры на аллеях расположенного напротив училища за Фонтанкой Летнего сада оказали немалое влияние на художественный вкус молодого скульптора.,/p> Революционные события 1905 года прервали учебу. Петербург бурлил, из Эстонии приходили вести о событиях в городах и селениях родного края. Через Финляндию и Швецию Коорт добрался до Парижа, центра культуры начала ХХ столетия. За десять лет пребывания в Париже, учебы в Школе изящных искусств он не только учился, но и творил. В работах парижского периода угадывалась чувственность роденовских скульптур, безмятежный покой искусства древних египтян в сочетании со строгой простотой форм и глубоким постижением национального характера, особенно в портретах деятелей эстонской культуры и "Портрете жены". После возвращения в 1915 году на родину Коорт создал серию скульптурных портретов эстонских крестьян, ставших сводным портретом настойчивого и упрямого земледельца, чей характер закалился в борьбе с суровой природой и жестоким угнетением. Он же автор стилизованных керамических фигур крестьян, поддерживающих светильники по бокам от главного входа здания, в котором ныне работает Таллиннская городская управа. В 1924 году напротив Дома-музея Петра I в Кадриорге, в одном из зданий бывших хозяйственных служб царской усадьбы Яан Коорт вместе со скульптором Фреди Саннамеэсом оборудовал мастерскую. Здесь Коорт соорудил печь для обжига, экспериментировал, изучал возможности разных материалов, учился бронзовому литью. В двадцатые годы прошлого века скульптор увлекся анималистикой (искусством изображения животных), завел при мастерской маленький зверинец, в котором жили козленок, белка, ворона, попугай, сова... Наблюдал за их поведением, и под каштанами Кадриорга рождались скульптуры. Самая известная работа Яана Коорта - "Косуля", отлитая им в бронзе в 1929 году в нескольких экземплярах. Один из них сегодня украшает зал современной скульптуры Московского Музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина. И стоит нежная "Косуля" эстонского ваятеля Яана Коорта рядом с работами великого Родена... Второй экземпляр стройной и грациозной "Косули" - в маленьком сквере под склоном Тоомпеа на таллиннской улице Нунна. Творчество Яана Коорта - это одухотворенно-благородная простота, особенно в задумчиво-мечтательном "Портрете жены" и "Коленопреклоненной". Один из вариантов этой скульптуры хранится в Люксембургском музее Парижа. Л. Лившиц
Перепубликация с www.protallinn.ru/
| |||||||||
|