![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
Эстонская карти Два года назад под таким названием у нас катали французскую картину "Entre les murs" (Между стен), испугавшись глубокомысленной абстрактности оригинала. Эстонский Класс 2007 года теперь может быть свободен. Даже массовый зритель что-то подобное уже видел, а с января по Первому каналу такое добро идет каждый вечер. Конечно, не столь жесткое, менее интеллектуальное, избегающее откровенных экзистенциальных вопросов. Но на то и сериал, чтобы соблюдать некие форматные условности условимся, в свою очередь, что они существуют. Между тем, эстонский режиссер и продюсер Ильмар Рааг работал над своей историей о школе, когда Гай Германика еще не готовилась к поездке в Канн. Дело, наверное, не в том, что Рааг старше русской док-селебрити на 15 лет, но эстонская картина более зрелое событие постсоветского киноискусства. Прибалтийский кинематограф традиционно развивался сам по себе, в том числе, когда находился в зоне империи. Российские документалисты многому научились у литовских и латвийских коллег. С художественным кино дело было сложнее. Если носители балтийских языков активно возделывали ниву детективов и приключений, то эстонцы тяготели к производству задумчивой продукции для детей. За развлечения на "Таллинфильме" отвечал местный русский Григорий Кроманов, чьи картины "Последняя реликвия", "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Отель"У погибшего альпиниста" имели умеренно широкий всесоюзный прокат. После 1991 года эстонское кино замерло вместе со всей постсоветской культурной индустрией и вместе с ней же более или менее очнулось в 2000-е. Теперь там есть и патриотический лубок Имена на мраморной доске), и биографическая ретро-мелодрама (Георг), и первоклассное фестивальное кино, где, наряду с Р Рааг рассказал об эстонской школе, но она легко могла бы быть российской, финской или американской. Отчетливо постсоветским остается только безрадостный пейзаж. Несмотря на вполне успешные старания эстонцев по приведению страны в порядок, "сердитые" деятели искусства предпочитают запущенные задворки и безликие огни магазинов. Даже сцена на морском берегу имеет фоном не открыточный старый город, а новостройки стало быть, и пляж не гламурный, для местных. Вечный конфликт затравленного изгоя и стада, упоенного своей мнимой коллективностью, показан в примечательной вариации. У маргинала Йозепа- нелюдимого, хмурого слабака себе на уме появляется заступник - чистый и порядочный парень Каспар, в какой-то момент осознающий, что причастность к улюлюкающей толпе его вряд ли красит. Пробуждению человечности способствует Теа, девушка Каспара, хотя впоследствии она же примется очень по-женски уговаривать его остаться, как все. Но он останется с жалким Йозепом, провоцируя насмешки и уже вовсе не детские выходки. Потому что честь важнее. Даже если все кончится глупо и плохо. Падающего толкни. Убей, если сможешь. Не можешь - вешайся. Простые пацанские понятия входят в жизнь человека на подростковом этапе и часто остаются руководящими на всю жизнь. Особенно, когда взрослеть некуда и незачем. Маленькая, внешне почти декоративная Эстония с населением, которое с запасом поместится в Петроградский и Василеостровский районы города Санкт-Петербурга, когда-то была частью советского пространства и поставляла рекрутов в армию районной гопоты. За двадцать лет память не настолько обновляется, да и с чего бы это буржуазные подростки должны вести себя принципиально иначе, чем обкуренные "Примой" уличные бойцы из фильма Валерия Рыбарева "Меня зовут Арлекино"? Банальный социологический вывод в том и состоит, что благосостояние поверх заминаемых проблем есть позолоченная гниль. Учителя квохчут свое, родители охают или ругаются, а дети открывают огонь. Сначала на словах, потом на деле. Каспар - персонаж, вытесняющий Йозепа с пьедестала главного героя. Не зря его имя идет первым в титрах. Ведь он получает вдвойне. С одной стороны, ни за что. С другой стороны, он, получается, на голову выше своих одноклассников, готовых плясать под дудку развязного лидера класса, отмороженного красавчика Андерса. Реальные пацаны такого не прощают.
| |||||||||
|