Они тоже могут обратиться к богам за помощью, и колдун-агрессор не сбрасывает этого со счетов и старается изо всех сил переманить духов на свою сторону. Когда знахарь ставит диагноз - вселение мертвеца, начинается изгнание этой напасти. Помимо магических напевов, бесконечных заклинаний и вызовов добрых духов больного прижигают спичками, поливают холодной водой, натирают жгучей травой, обильно обмазывают навозом и болезненно бьют по животу. В довершение проводят самую эффективную процедуру: в рот больному кладут мелко нарезанный чеснок, а чтобы тот, по темноте своей и глупости, его не выплюнул и тем самым не лишил себя его благотворного действия, челюсть несчастного крепко подвязывают тряпкой. До этого слабый, поникший и ко всему равнодушный пациент вдруг приободряется и даже норовит сбежать от чудо-лекаря, и если ему это не удается, то уж мертвец выскакивает из него, как ошпаренный, и больше не возвращается. Однако некоторые неуравновешенные и нетерпеливые граждане предпочитают бороться не с колдовством, а с колдунами. В бенинской газете "Эузу", что на языке фон означает "все изменилось", но переводится как "революция", в разделе судебной хроники мне приходилось читать немало грустных сообщений на эту тему. Несколько молодых людей, погорячившись, убили жителя своей деревни, которого все считали колдуном. Он постоянно устраивал засуху, чем окончательно вывел из себя своих земляков. Житель другой деревни, находясь в здравом уме и трезвой памяти, порешил за тайное колдовство своего соседа, приходившегося ему к тому же родным дядей. По глубокому убеждению дядеубийцы, именно из-за колдовства уми рали все его дети, едва успев появиться на свет. Детская смертность в тех местах действительно очень высока, но дело здесь, конечно, не в колдунах. Интересно, что родственники могут представлять друг для друга особую опасность, поскольку, согласно религии, они общаются с одними и теми же умершими предками, а потому способны сильно повлиять на судьбу близких. С одной стороны, это помогает хранить и укреплять традиции семьи, клана, способствует его сплоченности, а с другой - приводит к таким неожиданным последствиям, как рост коррупции. Чиновник, занимающий видный пост, просто обязан материально поддерживать бедных родственников, проживающих в деревне, иначе они проклянут его. Жалование у чиновника небольшое, а родни может быть полдеревни. Накануне какого-то местного праздника я заглянул в кабинет одного бенинского столоначальника, чтобы поздравить его с надвигающимся событием. Он вежливо поблагодарил меня, но тут же скорбно поник своим темным челом. На мой участливый вопрос, не случилось ли чего, он ответил, что опечалился как раз в связи с предстоящим праздником. Этот парадокс он объяснил приблизительно так:
- У нас ведь как: приезжаешь на праздник к себе в деревню, и на тебя тучей набрасывается родная голытьба - всем подарки нужны! Седьмая вода на киселе, а не дашь кому - смертельная обида! Хоть с себя снимай! Мелочью не отделаешься. А теперь прикинь: выходные дни тоже праздниками считаются. Не приедешь - еще сильнее обидятся, причем все разом. Похороны и свадьбы, почитай, каждый месяц случаются. Родни-то море! А если на них не появишься, можешь вообще больше в деревне не показываться. Видимо, вспомнив о похоронах, бедный чиновник загрустил еще больше. Позднее я узнал, что мой знакомый - не исключение, а самый типичный пример. Для многих городских жителей приезд на родимую сторонушку - тяжелый и напряженный момент. Какой-нибудь зловредный родственничек, почувствовавший себя обделенным, запросто может взяться за колдовство - и тогда берегись. Многие даже боятся отправлять своих детей на каникулы в родную деревню, если там нелады с кем-то из родни. Атеисты молят о чуде Несмотря на весь свой тогдашний атеистический задор, многие наши соотечественники в той или иной мере подпадали под колдовские чары. Бытие определяет сознание. Не всему, что нам рассказывали, можно поверить, но вот что случилось в Бенине при мне лет десять назад. Жена одного нашего загранработника, выделявшаяся своей презентабельной внешностью и ораторскими способностями, вдруг заболела. Вообще-то, болели там часто, и виновата была, в основном, малярия, но все знали, как от нее лечиться, и кто быстрее, кто медленнее, все-таки выздоравливали. Ее же болезнь никто определить не мог. Сначала она просто недомогала, потом слегла и начала медленно увядать. Длилось это месяца три. В самолет ее вносили уже на носилках, и что с ней стало в дальнейшем мне неизвестно, потому что она была не из Москвы. Но еще до ее отъезда от близких подруг этой женщины и от ее мужа все узнали, что произошло. На вилле, где они жили, был, как и у всех, сторож.