ЮАР
ЮАР
Латвия
Латвия
Намибия
Намибия
Ботсвана
Ботсвана
Болгария
Болгария
Армения
Армения
Зимбабве
Зимбабве
Панама
Панама
Лаос
Лаос
Шри Ланка
Шри Ланка
Сингапур
Сингапур
Тувалу
Тувалу
Мозамбик
Мозамбик
Аргентина
Аргентина

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Афганистан:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан

Ввод советских войск в Афганистан

После взятия Кабула

Основные военные действия

Захват Кабула

Традиции и обычаи афганцев. Часть 2

Традиции и обычаи афганцев. Часть 1

Начался научный этап изучения Афганской войны

Причины падения монархии в Афганистане

Афганистан и вторая мировая война

Пуштуны – «народ чести»

Захват движением Талибан Кабула

Формирование современного статуса Афганистана

Хазарейцы – потомки Чингис-хана

Зона племен


Афганистан - Зона племен

Зона племен

  

Подраздел: Cтатьи об Афганистане | Афганистан
Страницы: 1234
Он ведет строительство новых школ и больниц, решает споры о земле, отвечает за порядок.

Согласно кодексу Пуштунвали, горцы подчиняются своим маликам, а высший орган власти здесь - джирга, совет родовых или племенных старейшин. Племена делятся на кланы, те - на роды, а роды - на ветви. Свой малик есть на всех уровнях. Политический агент должен уметь находить общий язык с каждым из них. Он имеет право в случае необходимости созывать джиргу, обладает правом вето на то или иное решение вождя.

Горцы могут свободно перемещаться по всему Пакистану. Они не платят налогов в казну, но должны платить пошлину за ввоз на территорию племен товаров или продуктов "с равнины". Горцы могут голосовать на парламентских и президентских выборах, но их представители в Национальной ассамблее Пакистана не могут влиять на ситуацию в Зоне племен: все проблемы, требующие вмешательства центральной власти, решаются через политического агента. Он должен знать здешние традиции и уметь их использовать.

В том, что древний Пуштунвали может быть сильным оружием в руках умелого современного чиновника, я убедился в политическом агентстве Куррам. Я хотел попасть на заседание джирги, но мне не удалось - чужакам туда вход заказан. Но не попал туда не один я. Оказывается, агент, созвавший джиргу, намеренно не пригласил двух местных маликов, с которыми у него возник конфликт. Не оказаться в числе приглашенных на съезд вождей и авторитетных старейшин, как мне объяснили, - серьезный удар по репутации.

Число маликов в зоне племен постоянно растет, и власти способствуют этому процессу. Например, в агентстве Хайбер сегодня на 400 тыс. населения - 1400 маликов разного уровня, а еще сто лет назад было всего восемь. Политический агент не может назначить малика, но может рекомендовать его джирге. Выдвигая в малики лояльных властям авторитетных людей, агенты тем самым превращают вождей в чиновников.

АфганистанАгенту одному, конечно, не справиться. У каждого из них есть в подчинении несколько тахсилдаров - глав администрации районов (тахсилов), которых тоже назначает центральная власть. Именно на тахсилдаров ложится основной груз работы "на местах". Им помогают отряды хасадаров - ополченцев из нанятых горцев.

"Главное - поддерживать баланс между маликами. Выдвижение одного лидера приводит к резкому усилению одного клана или рода, что вызывает недовольство других", - объяснял мне доктор Латиф Африди. Он знает, о чем говорит: выходец из влиятельного клана камбар-хэль, господин Африди был в свое время депутатом Национальной ассамблеи Пакистана, защитил диссертацию на тему политического устройства Зоны племен и считается ведущим специалистом по этому вопросу. Он наглядный пример того, как горец может сделать карьеру в Пакистане.

Мы познакомились в Пешаваре - столице Северо-Западной пограничной провинции. Окна комнаты, в которой мы беседуем с Латифом Африди, выходят на улицу, перегороженную спецпостом, каких в городе немало. Полицейские проверяют машины - ищут оружие.

- Политический агент должен быть настоящим гроссмейстером, а игру, в которую он играет, мы здесь называем "пахари кшатранч" - "горские шахматы", - говорит мой собеседник. - У агента в руках два основных рычага влияния - хорошее знание местных традиций и деньги. С помощью особого правительственного фонда государственные представители поддерживают маликов, которые сотрудничают с властями.

По мнению Африди, за пятьдесят лет независимости Пакистана Зона племен прошла примерно полпути к тому, чтобы стать нормальной частью государства: "Уровень преступности постоянно снижается, все больше молодых горцев получают современное образование, начинают заниматься бизнесом... Но потребуется еще лет пятьдесят работы - нельзя сразу принести в горы современные политические институты".

Африди с интересом следит за событиями на Кавказе. Когда разговор заходит о второй чеченской войне, он хлопает рукой по столу:

- И что вы опять полезли туда с танками и самолетами? Ну Грозный-то вы разрушили, а вот горский менталитет - вряд ли. Вы в России должны понять, что районы, подобные Кавказу или нашим горам, - особенные, они не могут сразу "перепрыгнуть" в современность. Нужно выработать систему функционирования администрации в этих районах, совсем не обязательно такую, как в Пакистане. Но если вы хотите, чтобы горцы были частью России, вы должны научиться терпимости и искать компромиссы.

Культура Калашникова

Базар в местечке Дарра Адамхэль на первый взгляд похож на все другие в Зоне племен: лавки-дуканы с распахнутыми дверями, у которых сидят на корточках хозяева. Прямо за лавками - мастерские. В них, однако, не выделывают бараньи шкуры, не лепят горшки.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Афганистане также читали:

  Кто командует афганским наркотрафиком

  Уроки борьбы с афганской взяткой

  Продолжающийся конфликт

  Проживание

  Это интересно

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU