![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
За 30 лет, прошедших после ввода советских войск в Афганистан, к миру и стабильности в этой стране так и не приблизились. В апреле этого года исполняется 31 год со времен «апрельской революции» в Афганистане, а в декабре 30 лет ввода советских войск в Афганистан. События, заставившие руководство СССР пойти на этот шаг, его последствия, а также ситуация, сложившаяся в этой стране в постсоветское время, до сих пор остаются предметами споров. Решение советского руководства о вводе войск в Афганистан принято считать ошибочным. Так ли это? Между двух огней
Однако политика Дауда успешной не была. Он оказался в тисках, под давлением с одной стороны – прокоммунистических сил, с другой – исламских радикалов. 21 июня 1975 г. исламские радикалы подняли восстание. Во главе его стояли видные деятели исламского радикализма, входящие в руководство таких организаций, как «Мусульманская молодежь». Одним из них был, ставший впоследствии известным, Гульбетдин Хекматияр. Восстание в кратчайшие сроки охватило провинции Бадахшан, Пактия, Нангархар. Однако правительству Дауда удалось подавить восстание. Одновременно с этим ситуацию пытались дестабилизировать прокоммунистические силы. В то же время НДПА имела серьезную поддержку в вооруженных силах Афганистана. Таким образом, к моменту апрельского переворота 1978 г. в стране сложилась ситуация, при которой режим Дауда был практически обречен. Становилось очевидным, что к власти могли прийти либо прокоммунистические силы, либо исламские радикалы. К тому времени исламские радикальные группировки приобрели более четкую организационную структуру, среди них особо выделялись: Исламская партия Афганистана во главе с Хекматияром, Исламское сообщество Афганистана во главе с Раббани. При этом, как в прокоммунистических силах, так и в силах исламских радикалов ярко проявлялись особенности национального состава Афганистана - противоречия, существующие между основными его народностями. Так, в НДПА входили пропуштунская фракция «Хальк» и протаджикская фракция «Парчам». Особенности национально-религиозного характера отражались и на партии исламских радикалов. Угроза дестабилизацииПосле апрельского переворота 1978 г. и прихода к власти прокоммунистической партии НДПА, руководством Афганистана был допущен ряд серьезных ошибок, которые поставили под вопрос сам факт дальнейшего существования этой власти в стране, которая при всех ее противоречиях ориентировалась на СССР. Во-первых, серьезной ошибкой была неправильная политика в области земельной собственности. Крупные землевладения были конфискованы без каких-либо, даже символических «отступных», что задевало интересы не только крупных помещиков, но и многих армейских офицеров, чиновников госаппарата и мусульманских богословов. Кроме того, не учитывался один, обусловленный спецификой национально-религиозного характера страны, факт - многие земледельцы психологически не были подготовлены к получению земли, принудительно отнятой у прежних владельцев. Крестьянам дали землю, но притом запретили ее продажу, сдачу в аренду, дробление при наследовании и даже привлечение наемной рабочей силы. Были совершены и другие ошибки – так, например, служители мечети подвергались гонениям. При этом не учитывалось, что значительная часть священнослужителей (мулл) – выходцы из крестьянской среды, пользующиеся авторитетом у народа. Крупнейшим промахом было вмешательство власти во внутрисемейные отношения. К примеру, правительство издало декрет, направленный на ликвидацию принудительных браков детей и вдов. Также была сделана попытка сократить традиционные свадебные расходы, в частности, путем введения запрета на калым (махар). При этом не было учтено, что махар – это деньги, которые остаются в семье под контролем мужа. В случае развода они передаются жене, являясь, таким образом, своеобразными гарантированными алиментами. Принятие этого декрета вызвало возмущение, поскольку подрывались основы семьи и афганского общества.
| |||||||||
|