Австрия
Австрия
Маврикий
Маврикий
Бельгия
Бельгия
Токелау
Токелау
Ирак
Ирак
Ботсвана
Ботсвана
Науру
Науру
Молдова
Молдова
Палестина
Палестина
Куба
Куба
Аруба
Аруба
Суринам
Суринам
Габон
Габон
Сербия
Сербия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Джуйбарские ходжи

Джуйбарские ходжи

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Мечеть Ходжа КалонДжуйбарские ходжи – знаменитый род религиозных и государственных деятелей Бухары, носителей идеологии суфистского ордена накшбандиев. Род получил свое наименование от пригородного селения Бухары – Джуйбар, которое было включено в городскую черту при перестройке городской стены во второй половине XVI в. Часть Джуйбара осталась за стеной и получила название Джуйбори берун («Джуйбар внешний»). На территории, вошедшей в черту города, образовалось 16 кварталов. В этих границах город просуществовал до самой революции и вышел за них в основном только после Второй мировой войны.

В числе своих предков джуйбарские ходжи называли знаменитого ходжу Абу-Бакра Саъада и имама Абу-Бакра Ахмеда, деятельность которых относится к периоду становления Ислама в Бухаре. По праву родства джуйбарские ходжи были хранителями мазаров Абу-Бакра Саъада и Абу-Бакра Ахмеда в селении Сумитан поблизости от Бухары.

Известно, что один из представителей рода Джуйбарских шейхов ходжа Ахмед, разбогател в 40-х годах XVI в. Когда его сыну Исламу исполнилось 12 лет ходжа Ахмед отдал его в обучение авторитетному суфию Мавлану Ходжаги Касании, носившему почетный титул Махдуми Аъзам („Верховный владыка”) (ум. в 1542 г.). Касании был родом из Ферганы, а его резиденция находилась в селенин Дахбид, возле Самарканда, где вплоть до 20 века жили потомки Касании. Махдуми Аъзам являлся духовным наставником Джанибек-султана (султан Ферганы 1504—1529), а затем его сына Искандар-султана (Абу-л-Фатх Искандар-хан, султан Мианкалы 1512—1533, султан Керминэ 1529—1533, хан Мавераннахра 1561—1583). Со смертью ходжи Махдуми Аъзама к его ученику ходже Исламу перешли все довольно многочисленные ученики и последователи, в том числе и Искандар-султан.

Понятно поэтому, что и сын Искандара, впоследствии знаменитый Абдулла-хан (Абу-л-Гази АбдУлла-хан, султан Карши 1552—1554, султан Бухары 1555—1556, 1557—1561, султан Керминэ 1556—1561, хан Бухары 1561—1583, хан Мавераннахра 1583—1598) уже с юношеских лет видел в лице ходжи Ислама своего наставника. Занимая официально положение шейх-уль-ислама — главы мусульманского духовенства, — ходжа Ислам фактически являлся советником молодого правителя во всех важнейших делах государственного управления и пользовался большим почтением со стороны Абдуллы-хана.

Впоследствии, укрепив свое положение в Бухаре, Абдулла-хан отдает приказ о включении в юго-западную часть города селения Сумитан где находились мавзолеи имама Абу-Бакра Ахмеда и ходжи Абу-Бакра Саъада (находившихся, как уже отмечалось, в ведении джуйбарских ходжей), чтобы таким путем обезопасить их, а также прочие владения джуйбарских ходжей от неожиданного нападения со стороны возможного неприятеля. Вокруг мавзолеев ханом был построен комплекс сооружений, сохранившийся до наших дней под название Чор-Бакр. Здесь были построены также новые ворота Дарваза-нау.

Джуйбори Калон ( Большое медресе)Ходжа Ислам умер 25 сафара 971 г.х. (15 октября 1563 г. н. э.), в возрасте 73 лет. Уже за несколько дней до своей смерти ходжа вызвал к себе своего старшего сына Саъада и передал ему как своему наследнику все свое достояние вместе со всеми своими муридами. Другие два сына Ислама были при этом лишены наследства. Ходже Саъаду в момент смерти отца было 33 года. Ходжа Саъад, прозванный Ходжа Калон, что значит Великий Ходжа, стал самым влиятельным из всех представителей этой династии. Во времена правления Абдуллы-хана в его руках сконцентрировались невероятное богатство и власть.

По традиции, избрание ханов сопровождалось поднятием избираемого на белом войлоке, четыре угла войлока приподнимали четыре влиятельнейших представителя ханского рода, знатные эмиры и духовенство. Так во время возведения Абдуллы-хана на престол хана Мавераннахра за один конец войлока держал Ходжа Саъад. Умер ходжа Саъад 13 зу-ль-хиджжа 997г. х. 325 (23 октября 1589г. н. э.), назначив своим главным наследником старшего сына, ходжу Тадж ад-Дина.

Положение Тадж ад-Дина как главного наследника было закреплено тем, что он был назначен мутаваллием (попечителем) всех вакфов, принадлежавших гробнице имама Абу-Бакра Саъада и составлявших, основное ядро земельных владений джуйбарских ходжей, считавших себя единственными законными распорядителями этих земель.

Формальный, установленный по шариату, раздел всей недвижимости между сыновьями был произведен уже после смерти Саъада по распоряжению самого Абдуллы-хана.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Площадь Независимости

  Тюбетейка всем к лицу

  Красоты Коканда

  В чайхане пьют чай

  Комплекс Баха ад-Дин Накшбанд

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU