Бруней
Бруней
Андорра
Андорра
Чили
Чили
Мартиника
Мартиника
Кувейт
Кувейт
Руанда
Руанда
Исландия
Исландия
Гренада
Гренада
Эфиопия
Эфиопия
Чехия
Чехия
Эритрея
Эритрея
Непал
Непал
Чад
Чад
Румыния
Румыния

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Своеобразие вышивок Узбекистана

Своеобразие вышивок Узбекистана

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Вышивки мастериц всех регионов УзбекистанаНа протяжении столетий в искусстве вышивки сложились свои, местные особенности. Различаются нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская школы вышивки.

Своеобразный тип вышивок сложился в Нурате. В девятнадцатом веке это было большое селение - центр Нуратинского бекства Бухарского эмирата, который вел торговлю между кочевыми и оседлыми народами. Нуратинские вышивки имеют четкие, ярко выраженные черты, позволяющие легко отличить их от изделий других районов.

Местные вышивки украшены цветочными букетами, которые покрывают белый фон ткани. По богатству и разнообразию цветочных мотивов они занимают ведущее место среди изделий Узбекистана. Нередко растительный узор оживлен фигурками птиц, порой встречаются даже сильно стилизованные изображения животных и людей.

Наиболее распространена в Нурате замкнутая композиция, с восьмиконечной звездой в центре и четырьмя крупными букетами в углах. Другим типом построения орнамента является ромбовидная сетка, образованная зубчатыми листьями. Ее ячейки заполнены ветками с цветами, розетками, фигурами птиц и животных. Известны вышивки, в которых отдельные цветочные мотивы расположены в шахматном порядке на фоне ткани.

Сочетание тонов в отдельных мотивах отличается большой изысканностью: в одном цветке лепестки желтые и золотистые, в другом - голубые, розовые и кремовые; на ветке рядом со светло-бирюзовыми листьями растут голубые цветы с розовыми середками. Искусство нуратинской вышивки к середине ХХ века практически было утрачено, и лишь в наши дни мастерица Мукаррам Раджабова возродила традиции предков.

Вышивки Бухары - одни из самых красивых в Центральной Азии. На их облике сказались вековые художественные традиции этого города, насчитывающего свыше двух тысяч лет исторического развития. Отличительным признаком бухарской вышивки является мастерское использование тамбурного шва, которым исполнено большинство изделий, а также тонкие красочные сочетания голубого, серого, лилового, розового и светло-желтого тонов, участвующих наряду с красным, малиновым и зеленом в расцветке вышивок. Многообразны композиции и узоры бухарских изделий. Чаще всего встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Она поражает своим разнообразием в изображении деталей, которые дают все новые варианты основного мотива.

Вышивка из Нурата

Высокими художественными достоинствами отличаются не только сюзане и болинпуши Бухары, но также джойнамазы - молитвенные коврики и руиджо. Чарующее впечатление производит легкий и свободный цветочный узор джойнамаза. Десятилетие назад бухарская семья Мажидовых на основе старинных орнаментов стала производить такие же вышивки, как и сто лет назад, причем для сюзане они используют ткани ручной выделки, а для шелковых нитей - природные красители.

Самарканд в течение многих веков был крупнейшим центром художественных ремесел. В его вышивках можно найти архаические черты, роднящие их с искусством древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отличие от Нураты и Бухары, имеют более крупный и лаконичный рисунок. Основной их мотив - круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. Художественные достоинства самаркандской вышивки заключаются в декоративности и четкости простого крупного узора.

В вышивках середины девятнадцатого века круглая розетка имеет разноцветные концентрические и лучевидные детали, а темно-зеленые лиственные кольца оживлены радужной полоской или светло-зеленой серединой с ярко-красной прожилкой.

К началу двадцатого века стиль самаркандских вышивок меняется. Если произведения прошлых веков воздействовали на зрителей тонкостью и многообразием узора, сдержанностью и благородством гармонической расцветки, то новые произведения покоряют силой и лаконизмом простых выразительных форм и контрастных цветовых сочетаний.

Незабываемое впечатление производят вышивки из старинного города Ургут Самаркандской области. Сюзане, вышитые швом "босма" на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке, воспроизводят древнейшие магические узоры. Ученицы знаменитой ургутской вышивальщицы Сахобат Рахматуллаевой расшивают огромные панно вписанными в черную окантовку малиновыми кругами, символизирующими солнце, расшитыми синими и желтыми стилизованными звездами, тюльпанами-лола, листьями растений.

Иногда природная наблюдательность и образное восприятие окружающего мира дают возможность ургутским мастерицам искусно стилизовать предметы в духе традиций вышивального дела.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Голубые купола Самарканда

  Медресе Кукельдаш

  Миракинский заповедник

  Навруз - праздник Весны

  Бричмулла

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU