|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Театральная площадь с ее тенистыми аллеями каштанов и ухоженными цветниками в прохладных струях фонтана давно стала любимым местом прогулок и отдыха горожан. В центре площади расположено здание Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. В его облике причудливо сочетаются конструктивные особенности классического театрального сооружения и традиции восточного зодчества. Огромные, слегка заостренные арки главного входа поддерживаются массивными устоями и напоминают своими очертаниями затененные айваны среднеазиатских медресе. Высокий портал со сталактитовым карнизом венчают башенки, подобные тем, что завершают бухарские минареты. Разнообразие архитектурных объемов, игра света и тени в лоджиях, перекрытых глубокими арочными галереями и декоративный эффект резьбы по полированному газганскому мрамору на фоне кирпичной кладки стен создают незабываемое впечатление. Недаром изображение театра имени Алишера Навои стало своеобразной «визитной карточкой» Ташкента. История этого старейшего в республике оперного театра связана с созданием в 1926 году национально-этнографического ансамбля. После успеха первых музыкально-драматических постановок он получил статус Узбекского государственного театра. В труппу пришли профессиональные вокалисты, владеющие актерским мастерством. А в 1939 году, после премьеры первой национальной оперы «Буран» на музыку молодых узбекских композиторов М. Ашрафи и С.Василенко, началось строительство нового здания театра. Проектирование и руководство стройкой было поручено архитектору с мировым именем, академику А.В.Щусеву, автору таких известных сооружений, как гостиница «Москва», станция метрополитена «Комсомольская», Казанский вокзал в Москве. Для новостройки было выбрано место в центре города, на котором с конца XIX века располагался Воскресенский базар. Строительство театра шло полным ходом, когда началась Вторая мировая война. Стройка была временно заморожена и возобновилась в 1945 году, причем в качестве рабочей силы использовались японские военнопленные. Новое здание Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои открыло свои резные двери для публики в 1947 году. Зрительный зал на 1500 мест обладает хорошей акустикой, а на его потолке сияет огромная хрустальная люстра. Известный художник Чингиз Ахмаров расписал стены фойе фресками на сюжеты произведений Алишера Навои. Но самыми нарядными стали шесть залов-кулуаров, украшенные резьбой по ганчу. Лучшие народные мастера республики под руководством знаменитого бухарского ганчкора Усто Ширин Мурадова представили здесь несколько архитектурно-художественных школ, которые на протяжении многих веков сложились в различных регионах Узбекистана. В «хивинском» зале простые геометрические фигуры «гириха» и розеток сочетаются с затейливым переплетением спиралей растительных побегов. В ажурных панно на стенах «самаркандского» зала мастера применили двухслойную резьбу в стиле «ислими». В «ферганском» зале орнаментальные композиции поражают необычайной пластичностью и разнообразием узоров. Для «термезского» зала были использованы старинные мотивы резьбы по ганчу, украшавшей в XII веке дворец правителя Термеза. «Бухарский» зал, оформленный самим Усто Мурадовым, поражает художественной целостностью и гармоничностью ажурных панно, расположенных на зеркальной поверхности. За время существования театра в нем прошло около четырехсот премьерных постановок. Высокий исполнительский уровень певцов и артистов балета позволяет ставить оперы и балеты из мирового наследия музыкальной классики. В зале театра звучит музыка Д.Верди, Ж.Бизе, Д.Пуччини, А.Адана, П.Чайковского. Одновременно театр ставит произведения узбекских композиторов, среди которых наибольшую популярность у зрителей завоевали опера «Дилором» М.Ашрафи и балет «Тамирис» У.Мусаева. Сцена театра имени Алишера Навои часто предоставляется для гастролей зарубежных артистов. В течение нескольких десятилетий по периметру Театральной площади выросли монументальные здания полиграфического концерна «Шарк», универмага, Государственного банка, отеля «Ташкент-Палас». Но главным, знаковым строением, остается театр имени Алишера Навои. И каждый вечер у его парадного подъезда собирается нарядная толпа поклонников балетного и оперного искусства, а яркие афиши возвещают о новых постановках.
Перепубликация с www.sairamtour.com
Христианские надписи на согдийском и сирийском языках | |||||||||
|