|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
В 18-19 вв. основными литературными центрами становятся Ферганская долина, Хорезм и Бухара. Появляются стихи Нишати Хорезми, испытавшего заметное влияние Навои и Физули. Стихи Надиры, Увайси и Махзуны посвящены традиционной любовной теме. В начале 19 в. были популярны сатирические памфлеты Гульхани, Махмура и Агахи. Шедевром узбекской классики стали поэтические произведения Муниса, его исторический труд "Райский сад счастья", который завершил Агахи - автор обширного дивана "Талисман влюбленных". Видными прогрессивными поэтами этого периода были Мукими, Фуркат, Завки, Аваз Отар-оглы, поэтесса Анбар Отин, позднее Хамза Хакимзаде Ниязи и Садриддин Айни. Хамза в 1915 г. создал театральную группу, сам писал пьесы на местные темы. В начале 20в. в литературу пришли А.Кадыри, А.Лулпан, А.Фитрат, Айбек, Гафур Гулям, А. Каххар, X. Алимджан, Уйгун, К. Яшен. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет. С 1923 г. начал издаваться сатирический журнал "Муштум". В 20-30-х г. в узбекской литературе преобладала поэзия, тесно связанная с традициями классической литературы. Однако молодые поэты часто ломали традиционные рамки стиха, Изменился облик лирического героя (Гайрати, М. Шейхзаде, С. Абдулла, Миртемир, У.Насыр, Зульфия, С. Джура и др.) Проза в начале 20 в. была представлена в основном малыми жанрами (рассказы, повести Хамзы, Айдын и др.). Утверждался жанр исторического и бытового романа (А. Кадыри, Б. Чепрунов). В 50-60-х гг. значительное развитие получили повести и романы (И. Рахим, Айбек, Шухрат, Сайд Ахмад). Были созданы крупные произведения о дехканах (роман Айбека "Ветер золотой долины";, роман "Огни Кошчинара"; и повесть "Птичка-невеличка"; А. Каххара, роман "Преданность"; И. Рахима); развивалась историческая тема - Айбек, X. Гулям, М. Исмаили, А. Мухтар, М. Шейхзаде, А. Алматинская, Я. Ильясов, Но главным содержанием литературы оставался духовный облик современника - романы П. Кадырова, А. Якубова, Мирмухсина. Значительное развитие получил жанр художественного очерка (А. Удалов, В. Костыря, Д. Волин, В. Тюриков и др.). В 60-70-х г.г. дальнейшее развитие получают повесть и мемуарная литература. Разно жанровая поэзия отличается тонким мастерством, гражданским пафосом (Шукрулло, Э. Вахидов, Т. Тула, А, Арипов, Зульфия и др.). В драматургии значительное место занимают историко- биографические пьесы Уйгуна, И. Султана и др. В конце 80-х гг. в узбекской литературе проявились присущие только ей социально-эстетические и художественные особенности, как результат коренных изменений в национальном сознании и обновлении мышления народа. Узбекская литература в период независимости - это не очередной исторический этап в развитии национальной литературы, а новое художественно-зстетическое явление, с новыми творческими гранями. Узбекская литература, избавившись от правящей коммунистической идеологии, перестала быть государственной литературой. Государство же в свою очередь перестало поощрять за "заслуги"; и наказывать за "ослушание";. Современная узбекская литература стремится глубже понять человека, во всем многообразии межличностных отношений. Именно человек стал предметом ее изображения, а не типичный образ в типических обстоятельствах.
Перепубликация с www.voyage.uz
| |||||||||
|