Мартиника
Мартиника
Панама
Панама
Чили
Чили
Пакистан
Пакистан
Джибути
Джибути
ОАЭ
ОАЭ
Сомали
Сомали
Йемен
Йемен
Сирия
Сирия
Казахстан
Казахстан
Молдова
Молдова
Чад
Чад
Ботсвана
Ботсвана
Сенегал
Сенегал

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Комплекс Шейхантаур

Комплекс Шейхантаур

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Мавзолей шейха Хавенди ат-Тахура так же скромен, как скромна была его жизнь.Один из самых широких и красивых проспектов столицы Узбекистана – проспект Навои сто лет назад назывался Шейхантаурской улицей, по имени почитаемого мусульманами суфия, шейха Хавенди ат-Тахура (Шейхантаура), чей мавзолей располагается в этой части города. Мемориал ат-Тахура считается древнейшим сооружением, сохранившимся на территории Ташкента. Построен он был по распоряжению Амира Темура над могилой шейха в конце XIV века.

Личность Хавенди ат-Тахура привлекала как его современников, так и потомков, считавших шейха мудрейшим из мудрых. Он родился в конце XIII века недалеко от Ташкента в горном селении Богустан в семье выходца из Аравии шейха Омара, который считался потомком халифа Омара. Известно, что из рода Хавенди ат-Тахура также происходил знаменитый шейх Ходжа Ахрар, основатель дервишеского ордена «Накшбандия», оказавший большое влияние на весь ход истории XV века.

В молодости ат-Тахур совершил путешествие в город Туркестан, где прожил несколько лет в ханаке дервишей, постигая мистическую философию Ахмада Яссави, учась терпению и кротости. После долгих лет странствий, он вернулся в Ташкент и поселился у святого источника, о котором в незапамятные времена была сложена красивая легенда. Якобы из этого ключа била вода «вечной жизни», а на берегу его, в тени деревьев, отдыхал сам Искандер Двурогий – Александр Македонский. По преданию, в доисламские времена у этого ключа был языческий храм Воды и Огня. Здесь и завещал похоронить себя умерший в 1355 году шейх ат-Тахур. Быль это или миф – неизвестно, но как бы то ни было, у могилы святого до последнего времени росли так называемые сауры Искандера – тысячелетние, потерявшие листву и почти окаменевшие от старости деревья. Ствол одного из таких деревьев сохранился до наших дней внутри мавзолея Шейхантаура, у самой его могилы.

Мавзолей шейха Хавенди ат-Тахура так же скромен, как скромна была его жизнь. Только небольшие вставки сине-голубой майолики в стрельчатых нишах и на небольшом тимпане над входом оживляют кирпичную кладку. В усыпальнице два помещения: в одном, перекрытым куполом на барабане с двенадцатью гранями, находится надгробие самого ат-Тахура. В меньшем помещении, под куполом на восьмигранном основании устроены погребения, которые считаются принадлежащими его жене и сыну.

Вокруг почитаемого мемориала на протяжении нескольких веков строились гробницы правителей Ташкента и их приближенных. Так к концу XIX века возник некрополь, состоявший из шестнадцати мавзолеев. Однако, в результате нескольких разрушительных землетрясений и непродуманных перепланировок этого района в советское время, ныне в мемориальный комплекс входят только три сооружения.

Mавзолей Юнус-хана Два десятка метров отделяют гробницу Шейхантаура от небольшого здания кубической формы из жженого кирпича, увенчанного необычным для зодчества Центральной Азии шатровым куполом. Старинные резные двери ведут в погребальное помещение – «гурхану», декорированную глубокими нишами с ганчевыми сталактитами. Это мавзолей ташкентского правителя середины XVIII века Толи-бия по прозванию Калдыргач-бий – «ласточка». Известно, что он происходил из казахского рода Дуглат, принадлежавшего к Старшему жузу. Он получил известность среди современников как справедливый судья, прекрасный оратор, умевший зажечь своими речами народ, предводитель борьбы против джунгаро-калмыцкого нашествия на Центральную Азию. В то же время он был последователем учения Ходжи Ахмада Яссави, а, получив волею судьбы в управление Ташкентский удел, Калдыргач-бий стал горячим почитателем шейха Хавенди ат-Тахура.

Немного поодаль находится грандиозный мавзолей Юнус-хана Моголистанского. Это сооружение XV века с порталом и высокой стрельчатой аркой, оформляющей вход, впечатляет своими размерами. Купольное перекрытие главного зала усыпальницы основано на системе пересекающихся арок и парусов. Фасады украшены каллиграфической арабской вязью и орнаментом «гирих». Великолепный мавзолей достоин удивительной личности погребенного в нем Юнус-хана.

Юнус-хан принадлежал к улусу Джагатая из рода чингизидов, правивших кочевниками Моголистана. Кроме того, он был в тесном родстве с Темуридами, поскольку одна из его родственниц была женой Мирзо Улугбека, а дочь Юнус-хана Михр Нигар стала матерью Захириддина Бабура.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Ровесник Рима

  Проклятие Тамерлана

  Золотая колыбель

  Красоты Коканда

  Древний могильник "Хазор нур"

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU