|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Антарктика: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Антарктический Байкал Меркуловские папки Последнее пристанище Растяжение и сжатие Где были немецкие опорные пункты в советской Арктике и в Антарктиде? Причины оледенений Сейсмические исследования Климат Антарктиды Геология Антарктиды Центральная Антарктида Солнечный свет Тягачи в Антарктиде Льды Антарктиды Вулканизм Антарктиды и гейзеры Ледниковые трещины |
Горные и материковые ледники обладают одним очень важным свойством — они движутся, текут под действием силы тяжести. Скорость движения льда в Антарктиде в центральных районах не превышает нескольких метров в год. К краям она увеличивается, достигая десятков, а иногда и сотен метров. При таких скоростях движения лед не успевает пластически деформироваться и лопается, образуя глубокие трещины. При толщине льда до 2—3 км трещины в ледниковом покрове Антарктиды достигают длины нескольких километров, уходя в глубину на многие сотни метров. Ширина их также меняется в больших пределах. Многие трещины в зимний период перекрываются снежными мостами. Такие занесенные трещины представляют опасность и для тягачей, и для собачьей упряжки. В истории антарктических исследований известно много случаев гибели людей, провалившихся в такие бездны. Но как же бороться с такими «волчьими ямами»? Были созданы сложные электронные приборы. Но у них был один недостаток: они указывали на мелкие трещины, не представляющие опасности для тягача, это вызывало задержки в движении и вело к тому, что водители начинали пренебрегать сигналами трещиноискателей. Трещиноискатели пока громоздки, ненадежны, и поэтому обычно пользуются старым, испытанным методом. Два исследователя связываются веревкой и шаг за шагом прощупывают острыми щупами трассу тягача. Работа эта очень опасна. Представьте себя разгуливающим по карнизу высотного здания с завязанными глазами, и вы поймете, что значит разыскивать трещины под снежным покровом - неимоверно опасный Кроме того, полярники по опыту знают, что ранней весной толстые мосты могут выдержать многотонную тяжесть тягача, а в разгар антарктического лета они ослабевают. Один и тот же мост, выдержав в сентябре тягач, может провалиться под ним в январе. Очень важно знать и то, как ориентированы трещины. Надо стремиться пересечь трещину поперек ее простирания. Немаловажную роль играет скорость тягача. Известны случаи, когда тягачи на максимальном ходу перепрыгивали трещины. В большинстве своем трещины распространены в краевой зоне ледника, и в этом районе с побережья на плато проложены специальные трассы, выявленные опытом многих экспедиций. Такие дороги на купол очень важны, особенно при многочисленных походах внутрь континента. Десятки тягачей курсируют в наши дни по ледниковому щиту Антарктиды, и самым опасным препятствием для них остаются трещины.
Перепубликация с antarktida-09.ru
Какие растения живут в Антарктике? | |||||||||
|