Германия
Германия
Тонга
Тонга
Перу
Перу
Кипр
Кипр
Гвиана
Гвиана
Токелау
Токелау
Тайвань
Тайвань
Австралия
Австралия
Словения
Словения
Таиланд
Таиланд
Вануату
Вануату
Сенегал
Сенегал
Кирибати
Кирибати
Тувалу
Тувалу

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Антарктика:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Антарктический Байкал

Меркуловские папки

Последнее пристанище

Растяжение и сжатие

Где были немецкие опорные пункты в советской Арктике и в Антарктиде?

Причины оледенений

Сейсмические исследования

Климат Антарктиды

Геология Антарктиды

Центральная Антарктида

Солнечный свет

Тягачи в Антарктиде

Льды Антарктиды

Вулканизм Антарктиды и гейзеры

Ледниковые трещины


Антарктика - Ледниковые  трещины

Ледниковые трещины

  

Подраздел: Cтатьи об Антарктике | Антарктика
Страницы: 1

Горные и материковые ледники Горные и материковые ледники обладают одним очень важным свойством — они движутся, текут под дей­ствием силы тяжести. Скорость движения льда в Антарк­тиде в центральных районах не превышает нескольких метров в год. К краям она увеличивается, достигая десятков, а иногда и сотен метров.

При таких скоростях движения лед не успевает пластически деформироваться и лопается, образуя глубокие трещины. При толщине льда до 2—3 км трещины в ледниковом покрове Антарк­тиды достигают длины нескольких километров, уходя в глубину на многие сотни метров. Ширина их также ме­няется в больших пределах.

Многие трещины в зимний период перекрываются снежными мостами. Такие зане­сенные трещины представляют опасность и для тягачей, и для собачьей упряжки. В истории антарктических исследований известно много случаев гибели людей, провалившихся в такие бездны.

Но как же бороться с такими «волчьими ямами»? Были созданы сложные электронные приборы. Но у них был один недостаток: они указывали на мелкие трещины, не представляющие опасности для тягача, это вызывало задержки в движении и вело к тому, что водители начи­нали пренебрегать сигналами трещиноискателей.

Трещиноискатели пока громоздки, ненадежны, и поэтому обычно пользуются старым, испытанным методом. Два исследователя связываются веревкой и шаг за шагом прощупывают острыми щупами трассу тягача. Работа эта очень опасна.

Ледниковые трещиныПредставьте себя разгуливающим по карнизу высотного здания с завязанными глазами, и вы поймете, что значит разыскивать трещины под снежным покровом - неимоверно опасный бизнес.

Кроме того, полярники по опыту знают, что ранней весной толстые мосты могут выдержать много­тонную тяжесть тягача, а в разгар антарктического лета они ослабевают. Один и тот же мост, выдержав в сентяб­ре тягач, может провалиться под ним в январе.

Очень важно знать и то, как ориентированы трещины. Надо стремиться пересечь трещину поперек ее простирания. Немаловажную роль играет скорость тягача.

Известны случаи, когда тягачи на максимальном ходу перепрыги­вали трещины. В большинстве своем трещины распро­странены в краевой зоне ледника, и в этом районе с побережья на плато проложены специальные трассы, выявленные опытом многих экспедиций.

Такие дороги на купол очень важны, особенно при многочисленных похо­дах внутрь континента. Десятки тягачей курсируют в наши дни по ледниковому щиту Антарктиды, и самым опасным препятствием для них остаются трещины.

 Страницы: 1

Перепубликация с antarktida-09.ru


С этой статьей об Антарктике также читали:

  Человек против обитателей Антарктиды

  Континент на противоположном полюсе

  Сейсмические исследования

  Штурм ледяного материка

  Моменты истории "альтернативной науки"

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU