![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Sms рассылка. Смс рассылка из crm реестр sms rocketsms.by. Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Традиционный костюм невесты включает множество украшений, в том числе различные серебряные, позолоченные или золотые налобные повязки или диадемы. Ташкентские, ферганские и бухарские невесты надевали довольно высокий позолоченный ажурный кокошник тилля-кош со вставками бирюзы и разноцветных стразов, оформленных снизу множеством фигурных подвесок. В начале ХХ века бухарские мастера делали диадемы, повторяющие форму бровей, их так и называли усма-тилла – подведенные золотые брови. Особенно красивы старинные налобные повязки баграк в виде полосы из соединенных шарнирами квадратных серебряных пластин. Каждая пластина декорирована золочением, тиснением, инкрустацией из полудрагоценных камней, окруженных мелкой бирюзой. Старинное бухарское головное украшение шашпо состояло из шести длинных нитей, на которые были нанизаны серебряные и позолоченные бусы, кораллы, жемчужины, а между ними кисточки из шелка с металлическими колпачками на концах. Это украшение наматывали на головной убор, а концы нитей свободно свисали вдоль щек. Невеста из Хорезма надевала налобное украшение осмондузи с самоцветами и металлическими подвесками. Надо отметить, что хорезмийские женские украшения отличаются архаичностью форм и своеобразием ювелирной отделки. Традиционный головной убор такьядузи, выполненный из мелких металлических фигурных пластинок и подвесок, живо напоминает форму боевого шлема. Он плотно облегает голову и имеет слегка заостренную макушку. Невольно приходит на память древний хорезмийский эпос "Кырк кыз", который рассказывает о сорока девушках-воительницах, успешно защищавших родной край от завоевателей. Предметы воинского облачения, привычные для женщин кочевых племен, – шлем, щит, лук со стрелами, кольчуга – со временем утратили свое изначальное предназначение и стали их стилизованными символами в оригинальных ювелирных изделиях. Так, хорезмийки прикрепляют к шапочке-такья затылочное украшение ук-ей, напоминающее дугу лука с натянутой тетивой и многочисленными подвесками-стрелами. Множество подвесок в форме листьев, бутонов, зерен, украшающих головные уборы и ожерелья, и издающих мелодичный перезвон, призваны, по поверью, отгонять злых духов. В комплект убора невесты в старину входили височные подвески прямоугольной или миндалевидной формы, всевозможные булавки для закалывания платков и прикрепления к головному убору украшений. Неизменной частью женского нарядного костюма были накосные приплетки и подвески к косам, так называемые чочпопук, сделанные из черного шелка, с серебряными или позолоченными украшениями и ажурными подвесками на концах. Излюбленные нагрудные украшения узбекских женщин – ожерелья из связок коралловых бус марджон. Как правило, крупные и мелкие кораллы нанизаны в несколько нитей и перемежаются с рядами цепочек. Причем нити кораллов с пронизями из ажурных шариков и бусин собраны в отдельные фрагменты и разделены прямоугольными или фигурными пластинками, украшенными эмалями или камнями. Очень популярны ожерелья из бисера или кораллов, нанизанных вперемежку с монетами или металлическими плоскими кружками. Нередко в ожерелье вставляется крупный нарядный медальон зебиргардон с узорами и камнями. Часто нагрудные украшения представляют сложные формы серебряных пластинок, украшенных камнями, филигранью, чернью или эмалями и соединенных пятью-шестью рядами серебряных цепочек. Причем, центральная пластина отличается от остальных формой, размером и тщательностью отделки. Такая пластина, как и все это украшение, называется хайкал, то есть "фигура". В этом названии сохранился отзвук древнего обычая носить на груди изображение тотемного животного – покровителя рода. Среди старинных узбекских ювелирных украшений особую форму представляют ювелирные футляры для амулетов – туморы. Они делаются в виде треугольников, обращенных вершиной к верху, прямоугольников, многоугольников, цилиндрических трубочек. Туморы не только тщательно орнаментированы филигранью, зернью или эмалями, но и нередко снабжены надписями с молитвами. Туморы подвешивали к ожерельям с ажурными пронизями или носили, прикрепив к цепочке, на груди. Иногда в одном украшении совмещали два-три тумора разной конфигурации.
| |||||||||
|