![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Шахрисабз - один из старейших городов Центральной Азии, родина Темура, в XIX веке был центром большого бухарского бекства с развитой торговлей и ремеслом. Искусство вышивки имеет здесь давние традиции. В начале двадцатого века женщины Шахрисабза изготовляли для эмирского двора огромные, сплошь вышитые скатерти-дастарханы для подарков русским чиновникам и местной знати. Композиция таких изделий больше напоминала ковры, чем вышивку. В центре их часто помещается большой медальон, а по углам - четверти таких же медальонов. Расцветка их контрастна, а орнамент геометризирован. Для своего дома мастерицы создавали различного типа декоративные вышивки, до сих пор поражающие богатством затейливого узора и многоцветностью тонов. Большой выразительностью отличаются вышивки Шахрисабза, выполненные на цветном фоне тамбурным швом. Каждое такое сюзане - своеобразное произведение искусства, полное обаяния и творческой фантазии мастерицы. Небольшие изделия - чехлы для подушек-валиков - люля-болиш, кошельки, женские пояса шихрисабзские мастерицы вышивают швом "ироки" - миниатюрным полукрестом. Вышивка ташкентских мастериц отличается своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок, аналогичных сюзане других районов. Это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка (от арабского фаляк - небо) являются большие темно-красные круги, которые плотно заполняют поверхность ткани. Гулькурпа (цветочное одеяло) служило покрывалом на одеяло новобрачных и украшалось растительным орнаментом. С течением времени облик ташкентских паляков меняется: количество кругов становится меньше, а величина их - больше. В более поздних паляках вышивка полностью заполняет поверхность ткани, почти не оставляя просветов фона. Такого типа панно отличаются строгим ритмом солярических мотивов и суровым цветовым решением, построенном на контрасте темно-красных кругов и темно-зеленых лиственных обрамлений. Характерные мотивы стилизованных звезд, солнца, ветки с цветами обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы. В начале двадцатого века в моду вошли так называемые чойшаб-паляки. Создавались целые гарнитуры с одним рисунком, соединяющие в себе функции свадебной простыни и покрывала на изголовье. В городах и селениях Ферганской долины издавна жили и работали замечательные мастерицы ручной вышивки. Их изделия обычно исполнены на темно-зеленом или фиолетовом шелке или сатине и отличаются легким изящным узором, свободно размещенным по незашитой поверхности фона. Это в основном руиджо, реже - большие вышивки типа гулькурпа или сюзане. На руиджо использовался повторяющийся мотив кустика с цветами и фестончатыми, как бы струящимися листьями. Красиво выглядят также светлые силуэты орнаментальных мотивов на темном фоне. А основным мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец. Все художественные средства мастериц - построение орнамента и его декоративная трактовка, цветовое решение, фактура материала и техника шитья неразрывно между собой связаны. Они дополняют, усиливают друг друга и служат созданию единого гармоничного декоративного художественного произведения. Узбекская ручная вышивка - могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.
Перепубликация с www.sairamtour.com
| |||||||||
|