![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Археологические раскопки показали, что от крепостных ворот ведет широкая, около тридцати метров, улица. По обеим сторонам от нее располагаются два обширных жилых квартала, каждый из которых состоял приблизительно из двухсот жилых помещений. Следовательно, по мнению исследователей, взрослое население Джамбас-калы составляло около двух тысяч человек. И при необходимости на защиту города к бойницам вставали не только мужчины, но и женщины, что подтверждают древние хорезмийские легенды о женщинах-воительницах. В развалинах жилищ Джанбас-калы обнаружено огромное количество фрагментов керамики, терракотовые статуэтки и различные металлические предметы. Были найдены браслеты, перстни, бусы из гагата и кристаллического пирита, а, главное, множество стеклянных бус различной формы и цвета. Такие бусы были в III - II веках до нашей эры широко распространены в северном Причерноморье, что, по мнению ученых, доказывает устойчивые торговые связи древнего Хорезма с другими странами. Среди многих сотен археологических находок в Джанбас-кале не было найдено ни одной монеты, что не позволяет считать это городище моложе I века нашей эры, так как лишь со II века в Хорезме вошли в оборот монеты великих кушанов, а затем и хорезмшахов. Видимо, жители Джанбас-калы занимались земледелием и за стенами крепости простирались их поля, так как в одном из раскопов были обнаружены остатки небольшой глиняной печи-тандыра, а в других помещениях найдены зернотерки, типичные для кангюйской эпохи. На кирпичной кладке крепостных стен сохранились оттиски родовых знаков - тамги. Эта любопытная находка пролила свет на удивительно симметричную планировку жилых комплексов в Джанбас-кала. Оказалось, что тамги на стене, примыкающей к левой половине застройки, резко отличаются от родовых знаков на другой стороне. Как считают ученые, это свидетельствует о том, что два рода объединись для защиты от врагов и "ведения совместного хозяйства" и сообща участвовали в строительстве крепости, где и поселились - каждый род на своей стороне. Вероятно, люди из одного рода были земледельцами и ремесленниками, а из другого - скотоводами. Жители Джанбас-калы были приверженцами зороастризма - древнейшей мировой религии, господствовавшей на протяжение более тысячи лет на огромной территории от Хорезма до Индии и от Синьцзяна до Ближнего и Среднего Востока. Напротив ворот, на противоположной стороне городища, к крепостной стене примыкают руины храма огня. Это был центр духовной жизни обитателей Джанбас-калы. В святилище сохранилось правильное овальное возвышение, где на металлическом жертвеннике, как это предписывалось ритуалом зороастрийской религии, день и ночь горел священный огонь. В помещении святилища вдоль стен сохранились остатки каменной скамьи, сидя на которой, жрецы поддерживали неугасимый огонь ветками фруктовых деревьев, здесь они проводили обряд очищения огня и пели гимны из Авесты.
В храмовый комплекс Джанбас-кала входило также большое помещение, служившее, судя по большому количеству черепков бытовой посуды и осколков костей животных, для отправления ритуальной трапезы зороастрийцев "Бож гирифтан". Вопреки бытующему мнению, огнепоклонники своих покойников не придавали огню, а оставляли мертвых на даха - "башнях молчания" с плоскими крышами или просто в голых пустынных местах, где они становились добычей птиц и зверей. А кости покойников помещались в специальные вместилища - оссуарии. На поселении вблизи городища Джанбас-кала в шестидесятых годах прошлого века археологами были обнаружены оссуарии из обожженной глины покрытые ангобом, относящиеся к I веку нашей эры. Вероятно, это был своеобразный некрополь для останков жителей Джанбас-калы.
| |||||||||
|