Бутан
Бутан
Германия
Германия
Майотта
Майотта
Австрия
Австрия
Мальдивы
Мальдивы
Эритрея
Эритрея
Джибути
Джибути
Финляндия
Финляндия
Либерия
Либерия
Тувалу
Тувалу
Свазиленд
Свазиленд
Гамбия
Гамбия
Аргентина
Аргентина
Палау
Палау

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Неугасимый огонь Джанбас-калы

Неугасимый огонь Джанбас-калы

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

Крепость Джанбас-КалаОчевидно, что тип укрепления крепости без башен, каким предстает Джанбас-кала, носит архаический характер. Он не встречается ни в античном Средиземноморье, ни на древнем Востоке и, видимо, был присущ исключительно местным традициям фортификационных сооружений. Но для обороны такой крепости было необходимо не менее двух тысяч воинов. Кто же жил в Джанбас-кале?

Археологические раскопки показали, что от крепостных ворот ведет широкая, около тридцати метров, улица. По обеим сторонам от нее располагаются два обширных жилых квартала, каждый из которых состоял приблизительно из двухсот жилых помещений. Следовательно, по мнению исследователей, взрослое население Джамбас-калы составляло около двух тысяч человек. И при необходимости на защиту города к бойницам вставали не только мужчины, но и женщины, что подтверждают древние хорезмийские легенды о женщинах-воительницах.

В развалинах жилищ Джанбас-калы обнаружено огромное количество фрагментов керамики, терракотовые статуэтки и различные металлические предметы. Были найдены браслеты, перстни, бусы из гагата и кристаллического пирита, а, главное, множество стеклянных бус различной формы и цвета. Такие бусы были в III - II веках до нашей эры широко распространены в северном Причерноморье, что, по мнению ученых, доказывает устойчивые торговые связи древнего Хорезма с другими странами. Среди многих сотен археологических находок в Джанбас-кале не было найдено ни одной монеты, что не позволяет считать это городище моложе I века нашей эры, так как лишь со II века в Хорезме вошли в оборот монеты великих кушанов, а затем и хорезмшахов.

Видимо, жители Джанбас-калы занимались земледелием и за стенами крепости простирались их поля, так как в одном из раскопов были обнаружены остатки небольшой глиняной печи-тандыра, а в других помещениях найдены зернотерки, типичные для кангюйской эпохи.

На кирпичной кладке крепостных стен сохранились оттиски родовых знаков - тамги. Эта любопытная находка пролила свет на удивительно симметричную планировку жилых комплексов в Джанбас-кала. Оказалось, что тамги на стене, примыкающей к левой половине застройки, резко отличаются от родовых знаков на другой стороне. Как считают ученые, это свидетельствует о том, что два рода объединись для защиты от врагов и "ведения совместного хозяйства" и сообща участвовали в строительстве крепости, где и поселились - каждый род на своей стороне. Вероятно, люди из одного рода были земледельцами и ремесленниками, а из другого - скотоводами.

Жители Джанбас-калы были приверженцами зороастризма - древнейшей мировой религии, господствовавшей на протяжение более тысячи лет на огромной территории от Хорезма до Индии и от Синьцзяна до Ближнего и Среднего Востока. Напротив ворот, на противоположной стороне городища, к крепостной стене примыкают руины храма огня. Это был центр духовной жизни обитателей Джанбас-калы. В святилище сохранилось правильное овальное возвышение, где на металлическом жертвеннике, как это предписывалось ритуалом зороастрийской религии, день и ночь горел священный огонь. В помещении святилища вдоль стен сохранились остатки каменной скамьи, сидя на которой, жрецы поддерживали неугасимый огонь ветками фруктовых деревьев, здесь они проводили обряд очищения огня и пели гимны из Авесты.

Крепость Джанбас-КалаБольшинство исследователей считают, что родиной зороастризма был древний Хорезм. Установить точную дату рождения зороастризма нет возможности, как и даты жизни самого пророка Заратустры, по-гречески Зороастра. Но ученые предполагают, что он жил в восьмом - седьмом веке до нашей эры. В Хорезме к тому времени уже существовала развитая цивилизация, которая только и могла стать интеллектуальной основой новой религии.

В храмовый комплекс Джанбас-кала входило также большое помещение, служившее, судя по большому количеству черепков бытовой посуды и осколков костей животных, для отправления ритуальной трапезы зороастрийцев "Бож гирифтан".

Вопреки бытующему мнению, огнепоклонники своих покойников не придавали огню, а оставляли мертвых на даха - "башнях молчания" с плоскими крышами или просто в голых пустынных местах, где они становились добычей птиц и зверей. А кости покойников помещались в специальные вместилища - оссуарии. На поселении вблизи городища Джанбас-кала в шестидесятых годах прошлого века археологами были обнаружены оссуарии из обожженной глины покрытые ангобом, относящиеся к I веку нашей эры. Вероятно, это был своеобразный некрополь для останков жителей Джанбас-калы.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Школы узбекской керамики

  Под маской дервиша

  Благородная Бухара

  История музея искусств им. И.В.Савицкого

  Ташкентская телебашня

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU