![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
В эволюции архитектуры религиозных сооружений и святынь можно выделить три периода: VIII-XII вв.- период становления культового строительства, XV-XVII вв. - время его расцвета и, наконец, XVIII-XX вв. - период, отмеченный уменьшением масштабов строительства мечетей. Советский период характеризовался почти полным отсутствием строительства исламских религиозных сооружений, многие религиозные святыни и постройки были превращены в руины. И лишь обретение независимости дало возможность вернуть верующим мечети, полуразрушенные святыни были восстановлены, приобрели былой вид и значимость. Ансамбль Бахааддина Накшбанди XVI век. Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Бахааддин Накшбанди (умер в 1389), духовный наставник Тимура, был в молодости ткачом, изготовлявшим шелковую материю с золотым шитьем, стал впоследствии покровителем ремесел. Поклонение святой могиле шейха приравнивалось хаджу в Мекку. В 80-х годах бухарские ревностные приверженцы Бахааддина (покровителя Бухары) хашаром совершили богоугодный ремонт мемориального комплекса. До появления ислама здесь располагался языческий храм, с которым связан праздник "красной розы", который ежегодно справлялся у мазара. В 1544 году ханом Абдулазизом I в честь шейха воздвигнута дахма с мраморной резной оградой, грандиозное здание ханаки (42,5 х 38). Спустя годы, дахма оказалась в отдельном дворике с хаузом в центре и расписными мечетями Музаффархана и Хакима Кушбеги. На берегу хауза живописный четырехарочный чартак (сакохана). Перед фасадом мечети Кушбеги возвышается минарет и небольшое медресе. К западу от дахмы, в отдельном дворе располагается обширный некрополь - усыпальница бухарских правителей. Одухотворенность выразительных архитектурных конструкций, тишина и уединенность ансамбля не могли не вызвать религиозного экстаза, стремления к достижению познания Бога.
Ансамбль Шахи Зинда (XII-XV) века. "Скромные и целомудренные жены и сестры эмира Тимура выразили волю быть похороненными у порога этого места, охраняемого ангелами, - пишет Абу Тахир Ходжа, - и возвели здесь здания, так что лазурные небеса открыли любующийся взор на лицо времени - они не видели столь украшенных и нарядных зданий, так что бирюзовый небесный купол открыл очи - Луну и Солнце - он не любовался такого цвета эмалированными изразцами". Вереница изящных, сверкающих голубыми искрами усыпальниц потянулась по древним склонам Афрасиаб. Главная святыня на вершине холма - мазар, который легенды и предания приписывают Кусаму, сыну Аббаса, двоюродному брату пророка Мухаммада. Ритуал поклонения его могиле сложился в глубокой древности. В народе бытует легенда о нем как о Шахи Зинде - "живом царе".
| |||||||||
|