Свазиленд
Свазиленд
Вьетнам
Вьетнам
Лесото
Лесото
Эфиопия
Эфиопия
Камбоджа
Камбоджа
Майотта
Майотта
Япония
Япония
Чехия
Чехия
Грузия
Грузия
Польша
Польша
Венгрия
Венгрия
Дания
Дания
Египет
Египет
Гана
Гана

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Современная узбекская литература

Современная узбекская литература

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Современная узбекская литература избавляется от примитивизма, становится многообразной, более смелой в выборе формы и стиля. Однако с обретением творческой свободы, возможностью плюрализма мнений возникает опасность появления бездарных произведен.

Узбекская поэзия, продолжая многовековую традицию, остается ведущим жанром национальной литературы. В стихах Амана Матчана, Барата Байкабулова, Сиражиддина Сайидда, Нармурада Нарзуллаева, Шавката Рахмана, Чулпана Эргаша, Азима Суюна, Усмана Азима, Икрама Атамурада, Абдували Кутбиддина, Азиза Сайда, Бахрама Рузимухаммада, Мухаммада Юсуфа, Икбол Мирзы, Фахриёра, Зебо Мирзаевой, Гулжамол и др. мироощущение и поэтическое восприятие мира поднялись на новую ступень. В современной поэзии основное внимание уделяется не нравоучениям и увлечениям неординарной мыслью, а отображению сложных душевных состояний и стремлению к постижению сокровенных чувств человека, исследованию его богатой и разнообразной души.

Адыл Якубов - народный писатель узбекистана

"Предки"; ("Туркийлар";), "Признание"; ("Икрор";) Ш. Рахмана. "Исповедь"; ("Истигфор";), "Белое и черное"; ("Ок ва кора";) А. Суюна, "Нетолковый словарь"; ("Изохсиз лугат";) А. Кутбидина, "Сон"; ("Туш";), "Путь"; ("Йул";) А. Сайда - характерные образцы современной поэзии. Для этого периода типично многообразие форм и стилей, стремление синтезировать передовые традиции поэзии Востока и Запада. Одно из основных свойств - возвращение поэзии к своим первоначальным истокам: передача искренних чувств, современных тайн души. Поэзия становится элитарной, адресуемой людям с утонченной душой, развитым воображением. Хотя это отрицательно сказывается на количестве читателей, однако заметно повышается эстетический уровень любителей поэзии, степень понимания художественного слова, образного выражения. Современная поэзия стремится возвысить читателей до своего уровня.

Современные любители узбекского стиха способны воспринимать и утонченную поэзию без единого знака препинания, и ассоциативную абстрактную поэзию, и многозначную поэтическую строку суфиев, и символически выраженный поэтический мир. У узбекского читателя заметно повысился эстетический вкус, глубокое осознание поэзии, сформировалась способность безошибочно определять поэтическое откровение от рифмотворчества.

Если современной поэзии присуща активность молодого поколения, появление новых имен, то в прозе прослеживается продолжение традиций. Сеголня плодотворно работают писатели разных поколений: Адыл Якубов, Сайд Ахмад, Шукур Халмирзаев, Уткур Хашимов, Аман Мухтар, Тахир Малик, Мурад Мухаммад Дуст, Тогай Мурад, Эркин Агзамов, Хайриддин Султанов, Хуршид Дустмухаммад, Назар Эшонкулов, Нармурад Наркабилов, Тухтамурад Рустамов, Абдукаюм Юлдашев, Рахим Атаули и др.

Творческие, неожиданные художественные решения, явные нарушения определенных нормативов являются главными особенностями узбекской прозы этого периода. В метаромане Амана Мухтара "Многоликость" ("Минг бир киёфа"), удивительно неординарной повести Н. Эшанкула "Черная книга" ("Кора китоб") умело использованы последние эксперименты мировой прозы. Самобытные рассказы "Не поймать ветра" ("Шамолни тутиб булмайди"), "Гробград" ("Тобутшахар"), "Циклон" ("Куюн") и др. - новое эстетическое явление в национальной литературе. Произведения этих писателей отличаются своеобразием изображения, совершенно новым восприятием мира и вторжением в самые сокровенные уголки души человека.

Прозаик Ш. Халмирзаев в романах "Пугало" ("Олабужи"), "Динозавр", рассказах "Луна под облаком" ("Будут тусган ой"), "Свобода" ("Озодлик"), "Навруз, навруз", Н. Наркабилов в повестях "Белошейка" ("Окбуйин"), "И скалы тожу плачут" ("Комар хам йиглайди"), "Горец" ("Тог одами"), в рассказах "Честь" ("Орият"), "Радостный день" ("Кувончли кун") умело использовали традиционный стиль изображения, создав живой художественный образ современников.

В повести "Старосоветские люди" ("Шуродан колган одамлар"), рассказе "Чинара" Ш. Бутаева, повести "Кресло" ("Оромкурси"), рассказах "Магот" ("Жажман"), "Ибн Муганни" X. Дустмухаммада, в романе "Отцово поле" ("Отамдан колган далалар") Тогая Мурада удачно сочетаются традиционный стиль и новаторство мировой литературы.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Самаркандские узоры

  Oт узбекской кухни спасайтесь… водкой!

  Благородная и священная

  Площадь Дружбы народов

  Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад Дакики

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU