![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Туркменистан: ![]() ![]() ![]() Заповедник Репетек Заповедник Капланкыр Бадхызский заповедник Хребет Копетдаг Хребет Большой Балхан Пустыня Каракум Плато Капланкыр Возвышенность Бадхыз Природные памятники Кугитанга Мавзолей Мухаммеда Ибн Зейда Мавзолей Султана Санджара Древний Мерв - жемчужина Востока Ансамбль мечети в Анау Абиверд - средневековый город Мавзолей Текеша в Куня-Ургенче |
С древности свадебный обряд считался самым важным в жизни туркменских племен. Сегодня этот обычай являет собой действие сохранения древних традиций. Вообще-то, он всегда носил религиозно-магический характер, но со временем даже самые преданные своим традиционным обрядам племена забыли все тонкости, которым придавалось столько значения в прошлом. Безусловно, как в селе, так и в городе сохранился ряд обычаев и обрядовых действий в свадебных торжествах; но если магические функции свадебного наряда заметно ослабли или вовсе исчезли, то эстетические все же сохранили свою несомненную важность. Празднование бракосочетания является одним из важнейших событий в жизни не только будущих мужа и жены, но также и всей общины. По традиции пришедшей еще со времен существования кочевых племен, всю предварительную подготовку к свадьбе берут на себя специальные представители семейств.
В восточных районах Туркменистана за девять дней до свадьбы, то есть до переселения девушки в дом жениха готовили приданое невесты: одежду, ковры, ковровые мешки, сумки, предметы домашней утвари и др. Основная часть свадебной церемонии проходила в доме жениха. Сама свадьба начиналась в доме невесты. Рано утром к невесте приходили её подруги и сверстницы, которые старались развеселить её: пели свадебные песни, играли на гонузе. Согласно традиции, ко времени прихода свадебного каравана в комнату невесты «врывалась» её сноха, чтобы накинуть на неё накидку-халат. Подруги невесты старались помешать этому. После неоднократных бесполезных попыток сноха прибегала к нехитрым уловкам: говорила, например, что хочет ей сказать что-то очень важное. В конце концов, она обращалась за помощью к женщинам: они расталкивали подруг невесты и насильно набрасывали на неё накидку. Первое «знакомство» молодых происходило тогда, когда жених, окружённый праздничной толпой, заставлял невесту развязать узлы на его поясе, снять сапоги, кто-то из зрителей говорил ей, шутя, что жених, видимо, плешивый, и чтобы удостовериться, что это не так, она должна была снять с жениха шапку. Все это делала невеста с закрытыми глазами. На протяжении веков немалую роль в свадебном обряде играла одежда, преимущественно женская. Одежда невесты отличается от повседневной не только по качеству, но, прежде всего, по символике. Ее функция тесно связана с магией, в частности она служит предметом оберега и очищения. Для кроя и шитья свадебного платья определялись специальные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье. Свадебное платье невесты всегда отличается богатой вышивкой и украшениями. Важное значение имеют подвески, пришиваемые на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. От этого убранство платья становится праздничным, а мелодичный перезвон серебристых чешуйчатых бляшек отгоняет злых духов. Кстати подвески в туркменской культуре всегда служили больше не предметом украшения, сколько имели символическое значение, исполняя роль оберегов и амулетов. Считалось, что невеста притягивает к себе злые силы, и поэтому ее постоянно нужно оберегать всеми доступными средствами. Для того чтобы нечисть не видела ее лица и чтобы полностью скрыть лицо и фигуру, невесту с головой покрывали накидкой. Огромное количество действий, амулетов и талисманов привлекалось в отношении охраны невесты. Во все свадебные костюмы вшивались плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками. «Дагдан» из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль является охранительным средством во многих культурах народов мира. Также народные суеверия запрещают невесте в первые несколько дней после свадьбы ходить по тому месту, где пролилась кровь животного, проходить мимо воды и золы, ходить под определенным деревом; нельзя было брать с собой невесту на поминки и похороны.
| |||||||||
|