![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Испания: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Дикий берег или браво Коста Брава! Азбука Мадрида Страна басков Канарские острова - вот это да! Барселона для чайников Город изгнанных спонсоров Колумба Полюбить Севилью в холода Соборы и гуси Барселоны Проигравшего съедают «Барахито» в El Diablo Островной отдых по-испански Почтовый ящик в Готическом квартале Испанское взморье Испаниия -страна Испания как она есть |
Пройдя километра два по той же Пасео де ла Грасиа я добрался до Дома Мила, или Ла Педреры (Каменная громада) - возможно, самого совершенного творения Гауди в гражданской архитектуре. Многие называют его венцом модерна, до сих пор поражающим нечеловеческой фантазией и смелостью художественных и технических решений. Увидев этот дом впервые, я сразу узнал его - как старого знакомца: в фильме Антониони "Профессия: репортер", который я очень люблю, большая часть действия происходит в Каменной громаде. ое здание и впрямь напоминает громадную скалу, выступы которой будто округлены долгими ветрами, а ассимметрично раскиданные окна с чугунными балконами и дверные проемы -- словно входы в таинственные гроты. Смотришь на дом - и охватывает странное ощущение: он кажется эластичным, подвижным, тягучим. Очень точно описал его архитектор Сальвадор Тарраго: "Ла Педрера являет собой пластическое и архитектурное воплощение природы, находящееся в постоянном движении, напоминающее бурное застывшее каменное море".
Еще большее впечатление производит интерьер дома. Сейчас на первом его этаже разместились офисы крупнейшего каталонского банка "Ла Кайши". Второй заняли мелкие и средние компании и фирмы. Верхние этажи - жилые. Ясно, что хозеява подустали от туристских табунов. И тем не менее городское управление по туризму изыскало возможность кое-что показать показать гостям Барселоны. В доме их ждут настоящие чудеса: два иллюминированных внутренних дворика очаровательно неправильной формы, вертикальные световые колодцы, мансарды, лестничные пролеты-переходы и, конечно, крыша, сквозь которую глазам открывается колдовское пространство распахнутого неба. Собственно, крыша превращена в нечто среднее между смотровой площадкой, с которой можно любоваться центром Барселоны, и волшебным садом. В нем "расцветают" даже обычные каминные трубы, преображенные неистощимой фантазией Гауди в призрачных воинов. Дом Ла Педрера замысливался как доходный - для сдачи под жилье. Но Гауди пожелал, чтобы квартира производила эффект пещеры или грота. И добился этого. К слову сказать, каталонский зодчий первым сделал то, что спустя десятилетия назовут "свободной планировкой". Туристам показывают одну из таких квартир, где "поселился" офис, но сохранилось представление о жилом помещении. И рассказывают о любопытном казусе, случившемся здесь. В Ла Педрера жила семья, арендовавшая квартиру чуть ли не с первых дней после окончания строительства в 1910 году и до конца 1970 годов. А так как действовавшее в то время законодательство не позволяло повышать размер однажды оговоренной квартплаты, то семья так и платила за жилье в течение шести десятилетий четыреста песет - в среднем по четыре доллара. А на высокой горе Монтанья Пелада, будто нависая над городом, раскинулось еще одно фантастическое творение Гауди -- легендарный Парк Гуэль. Бродя по его причудливым тропинкам, среди живых зарослей и каменных деревьев, органично вписавшихся в лесной пейзаж, я в который раз вспоминал старую истину, особенно справедливую по отношению к Гауди: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Даже самые яркие описания не смогут передать того ощущения, которое испытываешь, оказавшихся в мире его нескончаемых импровизаций. Парк был спроектирован и построен в 1890-1914 годах по заказу дона Эусебио Гуэля, высоко ценившего талант Гауди. Богатый бизнесмен задумал город-сад с 60 жилыми домами. Правда, идея эта претерпела изменения, и не в последнюю очередь, по экономическим соображениям: из 60 земельных участков, на которых планировалось построить дома, продать удалось только два. Признаться, я подумал: "Может и к лучшему?" Уж очень совершенным и законченным выглядит парк.
| |||||||||
|