![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Польша: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Михаил Клеофас Огинский (1765- 1833 ) Водные ресурсы Польши Гражина Бацевич Станислав Монюшко – путь к опере Первый космонавт Польши - Мирослав Гермашевский Вислава Шимборска- польская поэтесса Владислав Реймонт - польский романист Марыля Родович- первая дама польской эстрады Ян Вейхерт- польский миллиардер Станислав Игнаций Виткевич Король польский - Август III Памятники культуры Анна Каролина Орзельская Польская керамика Краковские легенды |
Хотя сегодняшнее польское кино снимается при новой, демократической системе, его художественная традиция сформировалась во времена ПНР. Особым периодом в его истории были годы 1956 - 1981, когда коммунистический режим терял свою идеологическую жесткость. Польский кинематограф сумел в значительной степени избежать участи служения властям в качестве средства пропаганды и выражал чаяния общества. Именно в этот период заявили о себе два важнейших в истории польского кино художественных направления: "польская киношкола" 1956 - 1961 гг., и "кино морального беспокойства" или "моральной тревоги" 1975 - 1981 гг. Традиция первого направления, связанная еще с романтической литературой, жива в польском кино до сих пор, хотя вот уже 40 лет назад нет с нами самого большого рационалиста и насмешника "польской школы" - Анджея Мунка (1921 - 1961), создателя таких фильмов, как Косоглазое счастье (1959) и Пассажирки (1961). В самом конце прошлого века скончался другой выдающийся представитель этого направления, режиссер Войцех Хас (1925 - 2000). Его фильм Рукопись, найденная в Сарагосе (1964) - захватывающее киноповествование о наполеоновских временах до такой степени любит сам Мартин Скорсезе, что выкупил его авторскую копию, чтобы отреставрировать этот шедевр. Мэтр польского кино Анджей Вайда (р. 1926), снявший картины, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: Пепел и алмаз (1958), Земля обетованная (1974), Человек из мрамора (1976) стал в 2000 г. лауреатом Оскара за совокупность творческих достижений. Его экранизация национальной классики - поэмы Адама Мицкевича Пан Тадеуш (1999) напомнила полякам о том, какими видят они самих себя в мечтах, и показала, насколько эти мечты расходятся с сегодняшней действительностью.
Среди представителей "польской школы" в одном ряду с Анджеем Вайдой стоит Казимеж Куц (р. 1929), автор прекрасных фильмов, раскрывающих богатство фольклора Верхней Силезии. Его картина Смерть как кусок хлеба (1994) с великолепной музыкой Войцеха Киляра обращается к легендарным временам рабочей "Солидарности", воссоздавая трагическое событие: подавление забастовки в шахте "Вуек" вооруженными отрядами войск в декабре 1981 г. Еще один выдающийся режиссер "польской школы" - Ежи Кавалерович (р. 1922), известный своими костюмными фильмами в жанре моралите: Мать Иоанна от ангелов (1960), Фараон (1966), несколько лет назад снял зрелищную картину Камо грядеши (Qvo vadis)? по мотивам классического романа лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. К сожалению, уже давно не работает на съемочной площадке замечательный писатель и кинорежиссер Тадеуш Конвицкий (р. 1926), основоположник авторского кино (Последний день лета, 1958).
| |||||||||
|