|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Польша: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Михаил Клеофас Огинский (1765- 1833 ) Водные ресурсы Польши Гражина Бацевич Станислав Монюшко – путь к опере Первый космонавт Польши - Мирослав Гермашевский Вислава Шимборска- польская поэтесса Владислав Реймонт - польский романист Марыля Родович- первая дама польской эстрады Ян Вейхерт- польский миллиардер Станислав Игнаций Виткевич Король польский - Август III Памятники культуры Анна Каролина Орзельская Польская керамика Краковские легенды |
«Я не создаю ничего нового! Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения», – так охарактеризовал Станислав Монюшко свое творчество на склоне лет. Вокальная музыка стала вершиной творчества Монюшко, в ней проявились его редкое мелодическое дарование, творческий опыт, новаторство. Более всего композитора влекла идея создания польской национальной оперы, заявленная в творчестве его предшественников – Юзефа Эльснера и Кароля Курпиньского (дирижера Варшавского оперного театра с 1810 по 1842 год и автора более 20 опер и сценических мелодрам). Именно Курпиньский, писавший в своих путевых заметках 1823 года «будем петь красиво, но для всего польского народа», продолжил и передал Монюшко идеалы Эльснера. В операх Монюшко представлена широкая панорама польской жизни, в которой естественно развиваются музыкальные образы, благодаря чему музыкальная общественность России высоко оценила и поддержала демократическую направленность творческих исканий Монюшко. Наряду с Венявским и Шимановским Монюшко принадлежит к тем польским гениям, чье творчество тесно связано с русской культурой. Семья Монюшко принадлежала к шляхте исконного округа древней Польши – Подляшья (регион Белостока), но с давних пор переселилась в северо-восточные «окраинные» земли. Имение неподалеку от Минска в Убеле стало родовым поместьем семьи, представители которой вели хозяйство, находились на государственной службе, либо принимали духовный сан. Дед композитора занимал должность военного судьи в великом княжестве Литовском, собрал значительное состояние и оставил своим сыновьям обширное поместье «Смиловицкий ключ». Отец Станислава, Чеслав Монюшко, был военным, капитаном полка литовских конных стрелков, и завершил свою карьеру в качестве адъютанта при штабе Мюрата. После русской кампании Наполеона Чеслав поселился в Убеле. Его жена Эльжбета Маджарска отличалась склонностью к искусству и музыкальными способностями. Станислав Монюшко был единственным ребенком в этой семье, он родился 5 мая 1819 года и отличался слабым здоровьем (композитор хромал от рождения и был близорук), скромностью и серьезностью, охотой к чтению и музыке, несвойственным детям. С детства его окружала атмосфера старосветской усадьбы, где звучала польская и белорусская музыка. Обязательным атрибутом быта были музыкально-литературные, а зачастую и театральные вечера, значительно скрашивавшие досуг всей округи; кроме того, все родственники занимались музыкой и живописью, что отвечало традициям образования того времени. Род Монюшко отличался демократизмом своих взглядов. Дядя композитора Доминик разделил свое большое имение между крестьянами и посвятил всю свою жизнь их просвещению; дядя Казимеж работал в области народного образования, был ученым и библиофилом; дядя Юзеф устраивал у себя в доме спектакли для широкой публики. Местная интеллигенция формировалась вокруг университета в Вильно, однако, ради широкого образования сына, семья Чеслава переехала в 1827 году в Варшаву. Здесь, до лета 1830 года Станислав учился в школе пияров (монашеский орден), где большое внимание уделялось изучению естественных наук и новых языков. Уроки музыки ему давал замечательный органист протестантской церкви Аугуст Фрейер, игрой которого восторгался впоследствии М.И. Глинка. Культурная жизнь Варшавы не могла не вдохновить начинающего музыканта: здесь выступали скрипачи Паганини и Липиньский, пианисты Гуммель и Мария Шимановская, и, наконец, именно тогда в Варшаве блистал гений Шопена. До настоящего времени нет никаких сведений о том, был ли знаком Монюшко с Шопеном, однако они жили неподалеку и посещали одни и те же музыкальные дома Варшавы. В год ноябрьского восстания 1830 года оба композитора покинули Варшаву. Монюшко вернулся в Убель, а затем переехал в Минск для продолжения обучения в гимназии; ему предстояла трудная и долгая дорога к композиторской славе. В те годы никто в его семье и не предполагал, что Станислав станет профессиональным музыкантом. В доме Монюшко часто устраивались вечера, на которых играли на фортепиано в четыре руки и пели песни, однако Станислав особых успехов не проявлял. В 1836 году Станислав Монюшко впервые приехал в Вильно, – здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая его дальнейшую судьбу. Мать невесты, вдова полковника, условием своего согласия на брак поставила получение какого-либо специального образования, поскольку Станислав по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу.
| |||||||||
|