![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Нидерланды: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Амстердам – свободолюбивый космополит Поймать особенное настроение Вначале было море Изюминки Амстердама Нравы и травы Амстердама Дельфт Энкхёйзен, Хорн и Хертогенбос Мидделбург и др. Мадуродам Лейден Города- с сырными названиеми Утрехт Харлем Маастрихт Прелестные городки Голландии |
Перед Б-гом и людьми ребенок получил имя Рембрандт - исключительное имя. Мать Рембрандта, Нелтье объяснила, что это имя она выбрала в память одной своей прабабушки, Ремеджии, которую особенно чтили в семье. С ранних лет заметно было, что мальчик превосходит братьев и сестер и умом, и наблюдательностью, и, проявив дальновидную мудрость, родители отдают его в латинскую школу, а уже в 14 лет он становится студентом Лейденского университета. Через год он - ученик Якова Сваненбюрха, художника слабого, много лет жившего в Италии и усвоившего там целый набор чисто технических приемов, благодаря которым он и стал известен в Лейдене. И еще: Рембрандта очень интересует мимика. Он изучает свое лицо под разными углами зрения, при разном свете. Пожалуй, ни один художник в мире не может похвастать более сотней автопортретов. Это не тщеславие, это поиск тайн светотени... Потом он переезжает в Амстердам и снова учится, очень увлечен искусством офорта: ему было 22 года, когда появились его первые гравюры. В 24 он - профессор живописи, популярный художник, которого знала вся Голландия. В 1641 году старейший биограф Рембрандта ван Орлере писал: «Рембрандт так усовершенствовался в течение этого времени, что любители искусства ему несказанно дивились. Было ясно, что со временем он станет превосходным художником».
Амстердам мне не понравился. Его здания разных эпох запутались в сетке бесконечных каналов и запутывают многочисленных туристов, добрая половина которых не знает вообще, кто такой Рембрандт, и приехали поглазеть на очень (надо признать!) соблазнительных проституток в квартале Красных фонарей. Дом Рембрандта почти в центре города, трехэтажный, в завидной музейной сохранности и опрятности. В Амстердаме всегда были проблемы с землей, поэтому одноэтажные и даже двухэтажные дома здесь не строили. И узаконили: на фасаде - не больше четырех окон, так что поневоле дома росли вверх. Дом Рембрандта такой же. Не знаю, как объяснить, но духа хозяина я в доме не ощутил, хотя сохранилась подробная опись всего имущества 1656 года, многие экспонаты подлинные или хотя бы тому времени принадлежащие. А духа не почувствовал. (Пожалуй, лишь однажды...) Вот у Пушкина в Михайловском, хотя там все многократно строили-перестраивали, этот дух мистически осязаем, и, гуляя по большой аллее парка, я вполне допускал, что навстречу мне может выйти Александр Сергеевич.
Рембрандт удачно женился. Саския - 22-летняя дочь известного юриста Ромбера-Уленбурга - изменила круг его знакомств, многие из которых ожили навсегда в его портретах, делая его не только модным, но и богатым художником. (Впрочем, это одно и то же.) Но деньги не задерживались в доме. Саския, женщина от природы некрасивая, но веселая, очень любила дорогие наряды и драгоценные камешки. Он любил ее, радовался счетам за туалеты и написал множество ее портретов. Она родила ему четверых детей (трое умерли во младенчестве, да и младшему сыну было всего 6 месяцев) и умерла. Дом, в котором сейчас музей, Рембрандт купил в 1639 году, когда Саския еще была жива. Если жена транжирила деньги на туалеты и перстеньки, он собирал понравившиеся ему диковинки: раковины, рыцарское оружие, китайский фарфор, индийские сосуды, небольшие, меньше футбольного мяча, глобусики шоколадного цвета с диковинно неправильными очертаниями материков, целые коллекции старинных ружей и барабанов. В его доме висели полотна великих итальянцев: Джорджоне, Микеланджело, Рафаэля. Мы с моим другом осмотрели все, что можно было осмотреть.
| |||||||||
|