![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Италия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Милан - город с уникальной судьбой Древний римский город - Помпеи Озеро Гарда След божественной сандалии Пьемонт Вина Вкус Сардинии Моя Италия Сардинские Мадонны, короли и рабы Вверху - Лигурийские Альпы, внизу - Лигурийское море Записки влюбленной в Италию В лучших итальянских традициях Дорога Млечная, недорого! Десять заповедей настоящего мафиози 9 правил путешествия по Италии |
Есть места, про которые знает каждый, но куда добираются почему-то единицы. Именно они и оказываются самыми счастливыми людьми на свете. Разгадка этой тайны мне не известна, но место, где вас навещают подобные чувства, я назову теперь любому.
Дивный город на холмах! Все такой же шумный, с массой мопедов и внушительными пассажами, бельем посреди узких улочек и гудками клаксонов. И в нем есть заветные, покойные уголки. Простейшее, конечно, место - Археологический музей, один из лучших в Италии. Нынешней зимой он, правда, в процессе перестройки, так что гул молотков сопровождает визит к помпейским фрескам (в самих Помпеях ведь давно уже ничего нет, оригиналы, в том числе и эротические росписи, здесь, в музее). Но фрески и вещи из Геркуланума, еще одного засыпанного пеплом города, не единственные его сокровища. Когда Неаполь был столицей королевства, сюда перевезли из Рима коллекцию Фарнезе, так что и античную скульптуру стоит изучить по его музеям. Другая, живописная часть собрания Фарнезе - в Каподимонте, главном художественном музее города, поразившем меня своей пустынностью. Дорога сюда по местным меркам неблизкая, почти двадцать минут, в конце пути автобус карабкается в гору. При этом Каподимонте - практически центр города. Картины из его собрания можно встретить на самых престижных выставках мира, но важно посетить сам дворец, сохранивший и королевские интерьеры, и парк вокруг, с картинной галереей, которую невозможно вообразить, не видя. Это такой мини-Эрмитаж: ощущения те же, только все куда охватнее взглядом и неторопливым шагом, и за несколько часов можно спокойно все увидеть - от Тициана и Эль Греко до Караваджо и Пармиджанино (есть все же слова, звучащие куда итальянистее, чем "пармезан" или "мартини").
Бродя из зала в зал, поневоле пересекаешь боковые террасы, откуда видны не только монастырские сады, спускающиеся в сторону залива, но и сам город. Открывающиеся глазу просторы заставляют верить Батюшкову, служившему в Неаполе при дипломатической миссии: "Кругом виды живописные, море и повсюду воспоминания; здесь можно читать Плиния, Тацита и Вергилия и ощупью поверять музу истории и поэзии", - писал он Карамзину. С реальным пейзажем соперничают старинные ведуты - их как раз показывает музей Pignatelli. В каком-то смысле Неаполь мало изменился с XVIII века, когда создавалось большинство из выставленных здесь городских ландшафтов. То же яркое солнце, тот же Везувий, определяющий жизнь всего побережья. Местные по-прежнему ждут со дня на день очередного извержения, превращающего гору в огнедышащий факел, а пространства вокруг (если верить картинам, но чему ж еще верить?) - в партер, амфитеатр и галерку бесконечного зрительного зала. Иные утверждают, что в эту роль зрителя всемирного спектакля с двумя героями - Природой и Историей - можно вжиться и внутри себя, не покидая пределов не только родного города, но и своей квартиры. Наверное, так оно и есть. Но в декорациях Неаполя... Ах, как правы древние: Vedi Napoli et poi mori! Узри Неаполь и потом умри. Но лучше, выжив, рассказать другим. Алексей Мокроусов
Перепубликация с archive.travel.ru
| |||||||||
|