![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
С большой долей вероятности можно утверждать, что в архитектурном облике возведенной во второй половине XIV в. церкви доминировала массивная западная башня, верхняя часть которой датируется примерно XVIII веком. Западный портал церкви украшал декоративный фронтон вимперг, в нишах которого находились 15 скульптур. Центральную фигуру, Христа на престоле (копия XX в.), окружают молящаяся Мария, Иоанн Креститель и 12 апостолов. Композиция представляет собой так называемый деисус сцену страшного суда и моления-заступничества за людей перед Иисусом Христом Богоматери, Крестителя и святых апостолов. Верхушка вимперга пересекается с фризом, который продолжается также в верхней части стен бокового нефа. По еще одному фризу в верхней части фасада башни можно судить о былой высоте и форме готических стен. Наиболее пышно были декорированы интерьеры церкви, особенно в части центрального нефа. К сожалению, до наших дней сохранились лишь остатки былого величия. Так, лишь большие кирпичные блоки в стволах церковных пилястр указывают сегодня на то, что раньше там находились скульптурные фигуры под балдахинами. На капителях пилястр и сегодня виден растительный орнамент с геральдическими лилиями, с которыми соседствуют изображения фантастических драконоподобных существ, однако второй ряд сидящих скульптур на капителях, увы, не сохранился. Эксклюзивным является оформление главной стены между аркадами и верхними, оконными частями приходского помещения. Ряды ниш (по три в каждой части) создают иллюзорный трефолий, где также расположены сидящие скульптуры под балдахинами, в центре - фигуры в коронах и со скипетрами.Образцы подобного уникального оформления главной стены можно встретить лишь в английской готике.
Несколько скромнее были оформлены хоры церкви. Исключительным примером в эстонской архитектуре можно считать декорирование цветочным орнаментом стрельчатых арок. В довольно хорошо сохранившихся сводах ризницы видны символы Марии (роза) и Иисуса (агнец). Любекская часовня в своем строительстве также прошла сложный и длительный путь, результатом которого стало двухсводчатое, с многоугольным окончанием помещение, объединенное с главным нефом посредством большого портала. Новейшая история Яановской церкви это, к сожалению, прежде всего история разрушений. Серьезно пострадала церковь в 1708 году, во время Северной войны. Пушечный огонь русской армии нанес урон церковной башне, верхняя часть которой, по-видимому, обрушилась прямо на центральный неф, уничтожив также своды хоров церкви. В ходе срочных восстановительных работ уменьшили высоту центрального нефа, увеличив в то же время высоту хоров и покрыв их общей крышей. Впоследствии изменился прежде всего облик южного торца церкви, где уже в XVII веке установили реконструированную Любекскую часовню. Позднее сюда же поместили несколько фамильных часовен-усыпальниц: в1746 г. - К. фон Мюниха, образовав новый портал в стиле барокко в западном торце башни, а в 1769 Э. фон Мюниха в южной части башни. В 1820-1830 г.г. по проекту Г.Ф.Гейста были реконструированы интерьеры церкви с целью придать им вид античного храма. К сожалению, это явилось для церкви, пожалуй, самым большим ударом за всю ее историю. Дело в том, что ко времени реконструкции еще было цело большинство украшавших интерьеры церкви скульптур, но поскольку они входили в противоречие с классицистскими канонами, по которым хотели реконструировать церковь, скульптуры попросту уничтожили. Сохранились лишь некоторые из них, которые оказалось легче не разрушить, а замуровать внутри стен и заштукатурить. Фасад церкви реставрировался в 1899 г. под руководством архитектора В.Бокслаффа. В ходе этих работ были удалены со стен облицовочные слои, под которыми обнажились внешние скульптуры. Восстановлена была и поверхностная отделка, разрушенные скульптуры и детали заменены копиями. По понятным причинам, тогдашняя реставрационная практика не всегда опиралась на точные теоретические исследования, поэтому при реконструкции иногда давали волю фантазии. После восстановления фасада планировалась также реставрация внутренних помещений, однако планам помешала первая мировая война. До второй мировой войны церковь сохраняла свой прежний внешний облик. В августе 1944 года, во время бомбардировки Тарту, Яановская церковь сгорела. Каур Альтоа
Перепубликация с www.tartu.ee/
| |||||||||
|