![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
История строительства этой древнейшей, по нашим данным, культовой постройки не только Таллинна, но и всей материковой Эстонии продолжительна и сложна, и до сих пор многое в ней еще остается неясным. Ведется она, в общем, с 1210 года, когда в Таллинн вместе с захватчиками прибыло и несколько представителей высшего духовенства во главе с лундским архиепископом Андреасом Сунонисом. Тогда же, вероятно, и была построена предшественница современной церкви - временная деревянная церковь. В 1229 году в Таллинн из датского городка Рибе приехали доминиканцы, они построили себе на Вышгороде монастырь и, по всей вероятности, приступили к строительству каменной церкви на месте имевшейся деревянной, но в 1233 году между Орденом меченосцев и вассалами, поддерживавшими наместника папы римского, вспыхнула распря. В ходе ее монастырский конвент погиб, и строительство церкви продолжили, вероятно, меченосцы. Проведенные исследования позволяют утверждать, что когда-то это была однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью. К северной стене ее примыкала ризница. Все части здания имели деревянные перекрытия. Это скромное сооружение относилось к широко распространенным в XIII-XIV веках в Дании и Скандинавии однонефным церквам с прямоугольной алтарной частью. Известен был этот тип церквей и в Вестфалии.В 1240 году, после восстановления датского владычества в Эстонии, церковь Спасителя и Девы Марии (лат. templum Salvadoris et Mariae) освятили как соборную, статус этот она сохраняет и поныне. Таллиннский епископ был высшим духовным лицом таллиннской епархии. На первых порах доходы его были более чем скромны, так что он не имел возможности предпринять более обширное строительство. Только в последней четверти XIII века благодаря укреплению позиции епископа и усилению его влияния в датских владениях - в конце XIII - начале XIV века епископ даже выполнял роль наместника короля в вопросах управления здешними землями - удалось начать перестройку собора. Возросшие доходы епархии и расширение землевладений епископа позволили приступить к этой перестройке.Работы начались в алтарной части - восточную стену снесли, алтарную часть удлинили, и она получила полигональное завершение, а в западной части возвели новую триумфальную арку, соединившую алтарную часть с самим храмом.
Была расширена и примыкающая к северной стене алтарной части ризница, с помощью большой арки ее соединили с продольным северным нефом. В церкви господствовал типичный для церквей зального типа того времени принцип единого пространства. Сравнительно короткая и широкая в плане церковь напоминает вестфальские образцы, о них напоминает и восьмипарусный нервюрный свод.Архитектурная выразительность здания определялась богатым использованием каменного декора в оформлении арок, отделяющих алтарную часть и алтарную апсиду, а также деталями оформления угловых консольных столбов, замковых камней и т. п. Использованные в каменном декоре растительные мотивы относятся больше к абстрагирующему стилю переходного периода, их свежее и непринужденное исполнение связывает новое здание с готикой. Внешняя архитектура здания отличается компактной, сравнительно мало расчлененной массой, выразительность которой во многом сообщали поверхности, украшенные каменной резьбой.
| |||||||||
|