Никарагуа
Никарагуа
Беларусь
Беларусь
Бразилия
Бразилия
ЮАР
ЮАР
Бурунди
Бурунди
Сингапур
Сингапур
Индия
Индия
Латвия
Латвия
Албания
Албания
Словакия
Словакия
Россия
Россия
Иордания
Иордания
Турция
Турция
Бутан
Бутан

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Афганистан:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан

Ввод советских войск в Афганистан

После взятия Кабула

Основные военные действия

Захват Кабула

Традиции и обычаи афганцев. Часть 2

Традиции и обычаи афганцев. Часть 1

Начался научный этап изучения Афганской войны

Причины падения монархии в Афганистане

Афганистан и вторая мировая война

Пуштуны – «народ чести»

Захват движением Талибан Кабула

Формирование современного статуса Афганистана

Хазарейцы – потомки Чингис-хана

Зона племен


Афганистан - Пуштуны – «народ чести»

Пуштуны – «народ чести»

  

Подраздел: Cтатьи об Афганистане | Афганистан
Страницы: 1234

Согласно Конституции 1987 года, в ее состав входили: члены парламента, правительства, Верховного суда, Конституционного совета, генеральный прокурор и его заместители, по 10 человек, избранных от каждой провинции, губернаторы провинций и мэр Кабула, до 50 человек из числа видных политических, общественных, научных и духовных деятелей, назначаемых президентом Афганистана по представлению секретариата Национального собрания. К компетенции Лоя джирги, по указанной Конституции, относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; избрание и принятие отставки президента Афганистана; согласие на объявление войны и перемирия; принятие решений по наиболее важным вопросам, связанным с национальной судьбой страны.

Одним из стержневых обычаев пуштунвали считается обычай «бадaл» (компенсация, месть). В нем нашла яркое отражение отличительная черта характера пуштунов – нетерпимость к обиде, оскорблению и унижению. Данный обычай предписывает им любой ценой отомстить обидчику и «компенсировать» ущерб, нанесенный их собственности или чести. Афганцы особенно дорожат последней. В этом отношении показательна следующая их поговорка: «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести».

Основой обычая «бадал» является принцип талиона. Пуштун предпочитает иметь «око за око, зуб за зуб и кровь за кровь». В Афганистане на этой почве продолжают иметь место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения, охватывающие целые районы страны. Подчас небольшая ссора, поводом для которой может послужить, к примеру, недоразумение из-за участка земли или нарушение установленной очередности при поливе полей и т. п., превращается в кровавое побоище с применением кинжалов и ружей и стоит кому-то жизни.

ПуштыКровная месть (хунхахи) в пуштунских племенах носит сугубо избирательный характер. В частности, если к убийству причастен соплеменник, то на него, как правило, не распространяется обязательная «плата крови». Однако, если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя считает себя физически и морально униженным и оскорбленным и на основе принципа талиона стремится восстановить свою честь и достоинство. При этом месть нередко направляется не только на убийцу, но и на любого, первого попавшегося под руку представителя племени-обидчика.

Время в вопросе исполнения мести не имеет для афганца большого значения. По данному поводу они говорят, что «если пуштун осуществит свою месть и через сто лет, то и в этом случае он считает, что проявил поспешность». Он жаждет отмщения до тех пор, пока есть силы и возможности для этого. Если отец семейства умирает, не удовлетворив свою месть, то он обязательно завещает ее своим детям. Поэтому кровная месть часто становится тяжелым наследством, а вражда передается из поколения в поколение как самая святая обязанность и долг (на пушту – «пор»), возложенный и завещанный предками.

У некоторых пуштунских племен, особенно на юге, западе, юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая «бадал» с целью прекращения кровопролития и кровной мести выдать замуж родственникам убитого одну или несколько девушек-невест (или девочек-подростков). Такая компенсация за убийство носит название «платы за мир». Обычай «бадал» имеет и другую сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Исходя из этого, афганцы считают поведение человека презренным и низким, если он не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение и т. д. К примеру, приглашение в гости обязательно должно быть «компенсировано» тем же. Это правило, как и месть, стало среди афганцев своеобразной традицией и обязательной нормой поведения. Стоит отметить, что такая традиция со временем стала характерна для всех народов Афганистана.

Один из наиболее известных афганских обычаев носит название «нынавaти» или «нанг» (в переводе с пушту «нынавати» означает «вхождение в дом», «просьба о прощении, помощи», а «нанг» – «честь», «позор», «стыд»). В соответствии с этим обычаем оказание помощи и предоставление защиты нуждающимся считается обязательным. Руководствуясь им, человек, жизни, собственности или чести которого угрожает опасность, идет к дому или шатру влиятельного лица и отказывается сесть на ковер и воспользоваться гостеприимством до тех пор, пока не будет удовлетворена его просьба. Честь человека, к которому обращаются за помощью и защитой, будет запятнана, если он откажется оказать ее.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Афганистане также читали:

  Россия и Афганистан: от особых отношений к тупику

  Уроки истории

  Афганская диаспора в Москве

  Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи

  Афганистан – USAдьба для Запада

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU