|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Главное бедствие человечества - это смерть. Зороастр учил, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершила в течение жизни. А судебное разбирательство происходит на весах правосудия, причем приговор зависит не от жертвоприношений во время жизни, а от нравственных достижений души. Если добрых дел и мыслей оказывается больше, то душа попадает в рай. А если весы склоняются в сторону зла, то душа отправляется в ад, где грешник будет переживать "долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов". Но и души в раю не будут испытывать полного блаженства, пока не наступит Сотворение чуда. За всеобщим воскресением последует Страшный суд, когда праведные будут отделены от грешных. Весь металл на земле расплавится и потечет раскаленной рекой. Все люди должны будут пройти сквозь эту реку, где "для блаженных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через раскаленный металл". Во время последнего испытания все грешники навсегда исчезнут с лица земли. Река расплавленного металла потечет в ад и на веки уничтожит Ангра-Маинйу и все зло в мире. Эти апокалипсические видения были потом заимствованы другими религиями. Но надо признать, что только Зороастр считал, что люди будут жить, как в раю, в знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будут испытывать вечное блаженcтво на земле, а не в отдаленном и иллюзорном царстве. Пятиразовая молитва, принятая в зороастризме, также знакома другим религиям, в частности исламу, вплоть до предварительного обряда омовения. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе со злом. Своеобразными были и религиозные обряды зороастрийцев. Соседние народы порой называли их огнепоклонниками. И действительно, последователи Зороастра придавали большое значение культу огня начиная от искры божьей в душе человека и кончая священным огнем, горящим в храмах. Однако огненному погребению, вопреки бытующему мнению, они своих покойников не придавали. Напротив, оставляли мертвых в "башнях молчания" с плоскими крышами или просто в голых пустынных местах, где они становились добычей птиц и зверей. А кости покойников потом складывали в специальные вместилища - оссуарии. В зороастрийских святилищах жрецы поддерживали священный огонь, подпитывая его дровами из фруктовых деревьев. Один из жрецов должен был находиться постоянно у огня, охраняя его. Входя в храм, зороастрийцы, оберегая огонь от "нечистого" дыхания, надевали белые полотняные маски, закрывающие рот и нос. При необходимости совершался обряд очищения огня. Во время ритуальных церемоний совершался троекратный обход огня по кругу и исполнялись гимны из "Авесты". Примечательно, что этот зороастрийский ритуал и сегодня сохранился в несколько измененном виде в быту узбеков. Когда невесту во время свадебной церемонии впервые вводят в дом молодого мужа, новобрачные трижды обходят вокруг огня, как бы очищаясь, и лишь затем жених на руках вносит невесту в дом. Общественная жизнь зороастрийцев была богата религиозными праздниками. Из них выделялись семь празднеств в честь семи божеств, соблюдение которых считалось религиозной обязанностью верующих. А главным среди них почитался Навруз, по-персидски "Новый день". Согласно традиции, праздник был основан самим Зороастром. Он отмечался в первый день нового года, то есть во время весеннего равноденствия, и как бы предвещал новую жизнь, когда зло будет преодолено и мир навсегда чудесным образом преобразится. Именно поэтому он отмечался очень радостно, со множеством красивых обрядов, символизирующих обновление и блаженство. И сегодня Навруз - один из самых почитаемых народных праздников в Узбекистане. И сам Зороастр менее всего был сторонним наблюдателем, а, напротив. страстным проповедником и вдохновенным поэтом. Его проповеди и песнопения вошли затем в священную книгу зороастризма - "Авесту". Ее древнейшая часть состояла из двадцати одной главы и была своего рода энциклопедией знаний своего времени. Зародившись в древнем Хорезме, зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших более тринадцати столетий вплоть до седьмого века нашей эры, и господствовал на значительной части Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. | Страницы: 1 | |
С этой статьей об Узбекистане также читали: |
© 2004—2024 «Информационный портал путешественника» | Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU |