Австралия
Австралия
Гватемала
Гватемала
Гибралтар
Гибралтар
ОАЭ
ОАЭ
ЮАР
ЮАР
Исландия
Исландия
Гонконг
Гонконг
Тувалу
Тувалу
Мозамбик
Мозамбик
Ирак
Ирак
Макао
Макао
Монголия
Монголия
Камбоджа
Камбоджа
Аргентина
Аргентина

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Зороастризм в Узбекистане

Зороастризм в Узбекистане

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 123

Пророк ЗаратуштраУчение зороастризма мало известно широкой публике. Но удивительно, когда знакомишься с этой верой, то находишь в ней схожие черты с другими религиями, с той же Библией. Это Сотворение мира, рай и ад, явление Спасителя, Конец света и Страшный суд. А дело в том, что все эти доктрины были в значительной мере заимствованы христианством, а также иудаизмом и исламом из зороастризма.

Зороастризм был уже стар, когда только зарождались эти ныне великие религии. И сам зороастризм был наиболее древней мировой религией, оказавшей на человечество больше влияния, чем другие вероучения. Установить точную дату и место зарождения зороастризма нет возможности, как и даты жизни самого пророка Заратустры, по-гречески Зороастра. Но ученые предполагают, что он жил в восьмом-седьмом веке до нашей эры, так что по решению ЮНЕСКО недавно было отмечено 2700-летие создания "Авесты" - священной книги учения. Известно, что Зороастр был женат, имел четверых детей, дожил до 77 лет и погиб от руки язычника-жреца.

В середине XX века известный русский археолог и востоковед С.П.Толстов, изучая исторические памятники, относящиеся к середине I тысячелетия до н.э. пришел к выводу, что родиной зороастризма следует считать древний Хорезм. Этого мнения придерживаются ныне многие авторитетные ученые. Действительно, во всем мире, включая Иран, Индию, Афганистан и Пакистан, насчитывается 63 памятника этой первой мировой религии, а на территории Узбекистана их 38, в том числе 17 - в Хорезме.

Зороастризм является религией откровения. Это значит, что пророк получил истину, или откровение, от самого бога. Согласно преданию, когда случилось это великое событие, Зороастр достиг тридцати лет, возраста зрелой мудрости. Однажды он участвовал в весеннем празднестве и на рассвете отправился к реке за водой. Когда он пришел на берег, перед ним предстало сияющее существо, в присутствии которого пророк не увидел собственной тени на земле из-за его яркого свечения. Так Зороастр впервые встретился с Верховным божеством Ахура-Маздой. Потом он еще не раз чувствовал его присутствие или же слышал божественные слова, призывающие пророка на служение. И с готовностью им повиновался: "Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине".

Зороастр поклонялся Ахура-Мазде как владыке порядка, праведности и справедливости и провозгласил его единственным несотворенным богом, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих богов. Противником Ахура-Мазды выступает Ангра-Маинйу, который тоже изначален, но лжив и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Зороастр узрел в их изначальном столкновении. Таким образом, характерной чертой зороастризма является дуализм, признание в мире двух начал - доброго и злого. И через все учение проходит идея борьбы Добра со Злом, Правды с Ложью, Света с Тьмой. Зороастр взывал: "Когда же, о Мазда, вместе с Правдой и Властью придет Мир, дарующий добрую жизнь и пастбища? Кто даст нам покой от кровожадных приверженцев Лжи? Пусть завоют убийцы и грабители от деяний доброго правителя! Пусть это даст покой оседлым родам!"

И этот призыв на борьбу Добра со Злом имел на только космические масштабы, но и касался каждого человека, потому что любой из людей является творением бога. А чтобы каждый из его последователей мог достичь нравственного совершенства, пророк дал им замечательный моральный закон - жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом.

Изображение бога Ахура-Мазды.История мира, по Зороастру, состоит из нескольких частей. Сначала Ахура-Мазда создал его в "духовном", или нематериальном виде, а затем придал всему телесную форму. Это было благом для живых существ, потому что теперь они могли воспринимать мир во всей его чувственной полноте, а не просто как бесплотные духи. Но вместе с материализацией духов воцарился и беспорядок. Злой Дух тоже материализовался и набросился на мир. Он сделал воду в морях соленой, образовал на земле пустыни и даже священный огнь отравил дымом. Словом, нанес вред всем божьим творениям. Но Злой Дух не только причинил ущерб всему миру, но и вызвал все нравственные пороки и духовные слабости, от которых, страдают люди.

Тогда божественные существа объединились и выступили против сил зла. Период, который мы сейчас переживаем, не является ни полностью плохим, ни целиком хорошим, а представляет собой смесь добра и зла. По новому откровению, полученному Зороастром, человечество имеет вместе с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в первоначальном совершенном виде.

 Страницы: 123

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Алишер Навои

  Очарованный странник

  Дом-музей Айбека Муса Ташмухамедова

  Всемирное наследие Великого шелкового пути

  Мирзо Улугбек

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU