Оман
Оман
Бруней
Бруней
Исландия
Исландия
Свазиленд
Свазиленд
Мьянма
Мьянма
Сингапур
Сингапур
Реюньон
Реюньон
Киргизия
Киргизия
Армения
Армения
Андорра
Андорра
Лесото
Лесото
Кувейт
Кувейт
Словения
Словения
Чили
Чили

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Таджикский Академический Театр оперы и балета им. Садридина Айни

Таджикский Академический Театр оперы и балета им. Садридина Айни

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 12

Таджикский Академический Театр оперы и балета им. Садридина АйниТеатр оперы и балета - ведущий музыкальный театр Таджикистана. Создан в Душанбе в 1940 г. на базе таджикского музыкального театра (1936-40 гг.). В труппу вошли певцы: Т. Фазылова, Б. Тураев, А. Муллокандов, Х.Ахмедов, Х. Таиров.

Была также создана небольшая танцевальная труппа, вначале всего четыре-пять человек: танцоры и танцовщицы: А. Азимова, А. Исхакова, М. Кабилов и другие, которые исполняли преимущественно народные танцы в операх и драматических спектаклях, принимала участие в концертах. Возглавляли труппу балетмейстеры А.Н.Исламова и А.И.Проценко, которые начали вести занятия классическим и характерным танцем. Первый таджикский балет "Ду гуль" ("Две розы") А.С.Ленского был поставлен в 1941 году. Осуществил постановку один из крупнейших советских балетмейстеров К.Я. Голейзовский. С помощью Исламовой, Проценко и Г.Р.Валамат-заде Голейзовскому удалось создать спектакль на основе фольклорных танцев.

В 1941 театр принял участие в декаде таджикского искусства в Москве, показав первые таджикские оперы - "Восстание Восэ", "Кузнец Кова" Баласаняна, первый таджикский балет "Две розы" Ленского, музыкальное представление "Лола" Баласаняна и Урбаха.

В 1940-1950 годах труппа продолжала расти и постепенно овладевала техникой классического танца.

В 40-60-х гг. театр осуществил постановку новых таджикских опер: "Тахир и Зухра" (1944), "Невеста" (1946), "Пулат и Гульру" Сайфиддинова (1957), "Комде и Мадан" Шахиди (1960), а также таджикские балеты: "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1947), "Дильбар" Ленского (1954), "Голубой ковер" Вольберга (1958) и др.

Среди ведущих солистов театра нельзя не упомянуть народную артиску СССР, профессора Мавлянову Ханифу Мухиддиновну, проработавшую в театре в течении 40 лет, с 1943 по 1983 годы. Народ превозносил её до небес за её яркий голос, её называли "соловьём Таджикистана". Она гремела своим голосом не только в Таджикистане, но и в Узбекистане, а также в других странах ближнего и дальнего зарубежья (Америке, Азии, Европе). Она пела во всех главных оперных партиях, мастерица "шашкома", петь и познавать тайны шашкома научил её отчим, Мухиддин Мавлянов - устод, народный музыкант и исполнитель шашкомов.

Малика СабироваС 1954 г. в театр пришло новое поколение таджикских артистов, окончивших вокальное отделение Московской консерватории: Л. Кабирова, Р. Бурханов, Ф. Хакимова, Я. Галибов и др. и Ленинградское хореографическое училище: С. Азаматова, Б. Джурабаев, М. Бурханов, М. Сабирова, Б. Исаева и др. С 1944 в театре ставятся также русские и западноевропейские классические оперы, которые исполняются на русском языке. Балетная труппа ставит произведения мировой классики и советских авторов.

Но в целом труппе еще не хватало профессионализма, единого ансамбля. Эти трудности были преодолены в 60-х годах. Большую роль здесь сыграли выпускники Ленинградского хореографического училища, первая группа их (18 человек) приехала в 1958 году. А во второй группе, в 1961 году, была Малика Сабирова. Таджикская балерина привезла из Академического хореографического училища имени А.Я.Вагановой традиции ленинградской балетной школы - высокую культуру классического танца, строгость стиля, благородство исполнения.

В числе первых выпускников Ленинградского училища были Бозгуль Исаева, Сталина Азаматова, Сусанна Узакова, Баходур Джурабаев, Шарафбону Турдыева, Тагира Джавад-заде, Музаффар Умаров. С приходом высококвалифицированных артистов танцевальная культура в труппе повысилась, репертуар стал богаче и разнообразнее.

Премьера "Жизели" в ноябре 1958 года, с участием молодых артистов С.Азаматовой (Жизель) и Б.Джурабаева (Альберт), прошла с огромным успехом. Ленинградские воспитанники задавали тон на "Вечерах балета", в новых спектаклях - "Шопениане", "Франческе да Рими-ни" П.И.Чайковского, "Корсаре" А.Адана и Л.Делиба, "Большом вальсе" (композиция С.Арбита на музыку И.Штрауса), во многих операх и опереттах.

Два ленинградских выпуска дали молодому театру новые силы. Началась интенсивная работа над созданием новых спектаклей самых различных жанров. Малика Сабирова и ее сверстницы старались не потерять полученное в Ленинграде, неустанно совершенствуя свое мастерство. Появление нового поколения таджикских танцоров и танцовщиц совпало с притоком новых творческих сил в другие виды искусства республики.

 Страницы: 12

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Литература и искусство Таджикистана

  Ура-Тюбе

  Курорты «Оби-Гарм»

  Шоппинг по-таджикски

  Шириншо Шотемур

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU