|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: О стране Все статьи Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Сюзане. Одним из самых характерных крупных таджикских вышитых изделий является сюзане. Оно занимает важное место не только в украшении жилища, но и в самой жизни народа и является гордостью народного творчества. Необычайное разнообразие орнамента, гармония пропорций, красота, выразительность и исключительная законченность декоративного замысла сюзане достойны изумления и преклонения перед мастерством человеческих рук. Сюзане по своим художественным достоинствам часто не уступает ковру. Его вышивают на карбосе, сатине или шелке, почти всегда сажают на подкладку и обязательно обшивают полосой черной материи или тесьмой. Особенность сюзане - замкнутая композиция с одной крупной розеткой размером во всю высоту сюзане или композиция из шести-девяти розеток, расположенных в строгой симметрии. В ходжентских, исфаринских, самаркандских, бухарских и канибадамских изделиях вместо розеток используются мотивы растений. Всю композицию сюзане обязательно замыкает широкая нарядная кайма, придающая ему законченный вид. По характеру узоров и колориту сюзане, в разных районах республики имеют свои особенности. Одними из красивейших в Таджикистане считаются ура-тюбинские сюзане. Они притягивают взгляд сочетанием красок. Рисунок их, построенный на резком контрасте, ослепляет необыкновенной яркостью и смелостью колорита. Существуют два типа сюзане: ранние, для которых характерен мелкий орнамент, вышитый сплошным плотным швом и поздние, нашего времени, с крупным лаконичным узором. Лиловато-вишневые многолепестковые розетки с розовыми цветами в середине окаймлены кольцами, орнаментированными такими же цветами. Вокруг розеток вьются широкие белые стебли с крупными, сочными листьями. В промежутках между розетками разбросаны мелкие голубые цветочки, вокруг которых венчиком сияют желтые трилистники, а за ними - красные цветы тоджи хурус - «петушиный гребень». По краю сюзане окаймлено узким бордюром, состоящим из вьющегося белого стебля с цветами тоджи хурус вперемежку с желтыми цветочками. Черный фон эффектно оттеняет весь узор вышивки. Во всей композиции ощущается лаконизм выражения. Этому способствует строгий ритм крупных лиловато-вишневых розеток и мелких пятен голубых цветков, а также смелые силуэты мощных белых стеблей. Оригинальны и характерны для Ура-Тюбе сюзане с одной крупной розеткой. Они были популярны как столетие назад, так и в наше время. Многочисленные кольца, составляющие эту розетку, обычно контрастны по цвету к фону вышивки. Черный к белому, красный к черному, бордо к желтому. Благодаря разнообразию своей внутренней орнаментальной разработки они создают ощущение вечного бурного движения, напоминая живой, трепещущий организм. В таких вышитых композициях чувствуется, что они сделаны вручную. Это придает каждому изделию неповторимую прелесть. Можно просмотреть десятки, сотни одинаковых по характеру рисунка вышивок, и каждая из них будет наполнена своим особым характером. Легки и ажурны Канибадамские.Ходжентские, Исфаринские и Аштские сюзане. В них нет монументальности, которая поражает в ура-тюбинских сюзане. Основной орнаментальный мотив тут тоже растительный. Разнообразные по форме и окраске цветочные узоры превращены фантазией вышивальщиц в пышные кусты, в сказочные букеты. Кусты и букеты составляют в этих сюзане основные композиционные пятна. Они располагаются в строгом ритмичном порядке по десять, восемь и шесть штук в каждой композиции. Пышные ажурные кусты крепко «сидят в земле». Такая трактовка характерна для всего декоративно-прикладного искусства таджиков. Фантазия и мастерство вышивальщиц безграничны. На одном из сюзане, на громадном черном фоне разбросаны мелкие ажурные розетки, и одна крупная изображена в центре. Создается впечатление, что композиция имеет глубину и пространство. Эта вышивка отчасти напоминает звездное ночное небо. Нурекские сюзане имеют сходство с горной вышивкой и продолжают линию равнинной, отличаясь большей насыщенностью общего декора Излюбленный цвет здесь красный. Он часто используется в фоне, в разнообразной тональности широко вводится в саму орнаментальную композицию. Общее впечатление от нурекских сюзане такое же, как и от мозаичного панно, где все сливается в общую яркую гамму красок. Пенджикентские розетки по своей орнаментальной разработке не многоярусны, и для них характерна плотность общего декора. В них внутреннее поле розетки разделяется несколькими концентрическими окружностями звездчатого типа, по цвету гармонирующими с основным фоном. Здесь часто применяют редко встречающиеся в таджикской вышивке цвета: коричневый, серый, бледно-розовый.
| |||||||||
|