Монголия
Монголия
Исландия
Исландия
Либерия
Либерия
Уругвай
Уругвай
Киргизия
Киргизия
Макао
Макао
Канада
Канада
Шри Ланка
Шри Ланка
Франция
Франция
Ирландия
Ирландия
Греция
Греция
Суринам
Суринам
Андорра
Андорра
Венгрия
Венгрия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Декоративное искусство Таджикистана

Декоративное искусство Таджикистана

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123

СюзанеСюзане. Одним из самых характерных крупных таджикских вышитых изделий является сюзане. Оно занимает важное место не только в украшении жилища, но и в самой жизни народа и является гордостью народного творчества. Необычайное разнообразие орнамента, гармония пропорций, красота, выразительность и исключительная законченность декоративного замысла сюзане достойны изумления и преклонения перед мастерством человеческих рук.

Сюзане по своим художественным достоинствам часто не уступает ковру. Его вышивают на карбосе, сатине или шелке, почти всегда сажают на подкладку и обязательно обшивают полосой черной материи или тесьмой. Особенность сюзане - замкнутая композиция с одной крупной розеткой размером во всю высоту сюзане или композиция из шести-девяти розеток, расположенных в строгой симметрии.

В ходжентских, исфаринских, самаркандских, бухарских и канибадамских изделиях вместо розеток используются мотивы растений. Всю композицию сюзане обязательно замыкает широкая нарядная кайма, придающая ему законченный вид. По характеру узоров и колориту сюзане, в разных районах республики имеют свои особенности.

Одними из красивейших в Таджикистане считаются ура-тюбинские сюзане. Они притягивают взгляд сочетанием красок. Рисунок их, построенный на резком контрасте, ослепляет необыкновенной яркостью и смелостью колорита. Существуют два типа сюзане: ранние, для которых характерен мелкий орнамент, вышитый сплошным плотным швом и поздние, нашего времени, с крупным лаконичным узором.

Лиловато-вишневые многолепестковые розетки с розовыми цветами в середине окаймлены кольцами, орнаментированными такими же цветами. Вокруг розеток вьются широкие белые стебли с крупными, сочными листьями. В промежутках между розетками разбросаны мелкие голубые цветочки, вокруг которых венчиком сияют желтые трилистники, а за ними - красные цветы тоджи хурус - «петушиный гребень». По краю сюзане окаймлено узким бордюром, состоящим из вьющегося белого стебля с цветами тоджи хурус вперемежку с желтыми цветочками. Черный фон эффектно оттеняет весь узор вышивки. Во всей композиции ощущается лаконизм выражения. Этому способствует строгий ритм крупных лиловато-вишневых розеток и мелких пятен голубых цветков, а также смелые силуэты мощных белых стеблей.

Оригинальны и характерны для Ура-Тюбе сюзане с одной крупной розеткой. Они были популярны как столетие назад, так и в наше время. Многочисленные кольца, составляющие эту розетку, обычно контрастны по цвету к фону вышивки. Черный к белому, красный к черному, бордо к желтому. Благодаря разнообразию своей внутренней орнаментальной разработки они создают ощущение вечного бурного движения, напоминая живой, трепещущий организм. В таких вышитых композициях чувствуется, что они сделаны вручную. Это придает каждому изделию неповторимую прелесть. Можно просмотреть десятки, сотни одинаковых по характеру рисунка вышивок, и каждая из них будет наполнена своим особым характером.

СюзанеЛегки и ажурны Канибадамские.Ходжентские, Исфаринские и Аштские сюзане. В них нет монументальности, которая поражает в ура-тюбинских сюзане. Основной орнаментальный мотив тут тоже растительный. Разнообразные по форме и окраске цветочные узоры превращены фантазией вышивальщиц в пышные кусты, в сказочные букеты. Кусты и букеты составляют в этих сюзане основные композиционные пятна. Они располагаются в строгом ритмичном порядке по десять, восемь и шесть штук в каждой композиции. Пышные ажурные кусты крепко «сидят в земле». Такая трактовка характерна для всего декоративно-прикладного искусства таджиков. Фантазия и мастерство вышивальщиц безграничны. На одном из сюзане, на громадном черном фоне разбросаны мелкие ажурные розетки, и одна крупная изображена в центре. Создается впечатление, что композиция имеет глубину и пространство. Эта вышивка отчасти напоминает звездное ночное небо.

Нурекские сюзане имеют сходство с горной вышивкой и продолжают линию равнинной, отличаясь большей насыщенностью общего декора Излюбленный цвет здесь красный. Он часто используется в фоне, в разнообразной тональности широко вводится в саму орнаментальную композицию. Общее впечатление от нурекских сюзане такое же, как и от мозаичного панно, где все сливается в общую яркую гамму красок.

Пенджикентские розетки по своей орнаментальной разработке не многоярусны, и для них характерна плотность общего декора. В них внутреннее поле розетки разделяется несколькими концентрическими окружностями звездчатого типа, по цвету гармонирующими с основным фоном. Здесь часто применяют редко встречающиеся в таджикской вышивке цвета: коричневый, серый, бледно-розовый.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Многоженство в Таджикистане

  Географическая характеристика Таджикистана

  Курган-Тюбе

  Ранее средневековье

  Таджикский Акакдемический Театр им. А. Лахути

© 2004—2022 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU