Сенегал
Сенегал
Испания
Испания
Норвегия
Норвегия
Исландия
Исландия
Намибия
Намибия
Марокко
Марокко
Венесуэла
Венесуэла
Доминика
Доминика
Зимбабве
Зимбабве
Ниуэ
Ниуэ
ОАЭ
ОАЭ
Чили
Чили
Швеция
Швеция
Камбоджа
Камбоджа

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Декоративное искусство Таджикистана

Декоративное искусство Таджикистана

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123
Разнообразна вышивка, выполненная не в самом Пенджикенте, а в окрестных кишлаках. По своему орнаментальному строю, она напоминает ура-тюбинские или канибадамские. Но по цветовому решению с более мягкой и тонкой гаммой цветов.

БорпушВ Бухарских вышивках очень часто применяются шелковые нитки, блеск и переливы которых создают особенно тонкие переходы одной краски в другую и создает впечатление необыкновенной многоцветности. В них используется ромбовидная сетка, занимающая все центральное поле с цветочными мотивами в каждой ячейке. В мелких ажурных завитках этой удивительной растительности хочется уловить птичьи голоса и аромат живых цветов.

Старинные бухарские изделия (XIX век) прославились своим золотым шитьем, отличающимся изумительной игрой красок. Их общая ярко-золотистая гамма с отдельными акцентами синего, зеленого, розового, красного и фиолетового цветов создает впечатление необыкновенной драгоценности материала. Особенно красивы вышивки золотом на бархате и плотном шелке.

Борпуш. Кроме сюзане в равнинных областях Таджикистана существуют другие виды крупной декоративной вышивки Близкими по своему назначению к сюзане являются борпуш, руиджо, карс . Ими тоже украшают стены, покрывают постель и сложенные в стопы одеяла. Каждое из этих изделий участвует также в свадебных и в погребальных обрядах. По своим размерам эти вещи гораздо меньше сюзане (200Х200, 200Х150, 100Х300 см. А по разнообразию узоров и расцветке часто превосходят их. Композиции этих вышивок тоже компонуются при помощи центрального поля и каймы. В борпушах, как правило, композиция завершенная: в ее центре чаще всего находится крупная декоративная фигура растительного или геометрического характера, а в четырех углах — обязателен орнамент. Есть и такие, у которых центральное поле состоит из нескольких симметрично расположенных узоров. На основе этих двух систем строится множество вариаций с различным рисунком и разнообразной расцветкой отдельных элементов.

Борпуши очень близки к сюзане. Особняком стоят лишь ура-тюбинские, привлекающие внимание необычностью узоров.

Природа, цветы и животные преображаются мастерицами в пышный орнамент, который говорит о реалистической основе своего происхождения. В ура-тюбинских борпушах часто можно встретить узоры, обозначающие змей, скорпионов, драконов и т. п. Такие мотивы вообще свойственны таджикскому искусству. Народная пантомима до сих пор несет в себе архаические черты. Это говорит о древнейших истоках вышивания. Так, диск солнца состоит из нескольких колец, от которых отходят маленькие зигзагообразные язычки пламени. Розовые, красные, желтые, малиновые и белые цвета этих равномерно расположенных по кругу зигзагов образуют яркую, насыщенную красками и движением картину, действительно иллюзорно напоминающую солнце. Такой стиль несомненно связан с древнейшими обрядами и верованиями народа и пришел к вышивальщицам из глубокой древности. Его истоки прослеживаются еще в согдийском искусстве (VII—VIII века).

БорпушДжоинамоз - молитвенные коврики, которые подстилают под ноги при совершении молитвы. П-образная композиция их вышитого узора, чаще всего имеющая заостренную верхнюю часть в виде угла, воспроизводит михрабную нишу мечети, указывающую направление на Мекку. Орнамент на джоинамозах по своему характеру напоминает узор на сюзане, борпушах и руиджо. Он то тонкий, ажурный, со множеством цветов и мелких листиков, как, например, в бухарских, где бытуют десятки оригинальных ковровых узоров и бесконечное множество их вариантов. То броский, состоящий из отдельных ритмических форм.как в самаркандских, ура-тюбинских и пенджикентских. По своему общему художественному складу орнамент на джоинамозах наполнен особой непосредственностью и интимностью.

Это объясняется самим назначением вещи, ее близостью к человеку, к его мыслям, которые появляются во время молитвы. Так, среди узоров, образующих нишу, часто можно встретить такие символические элементы орнамента, как гранат (анор) — символ счастья и плодородия, всевозможные черви и сороконожки, как бы помогающие исполнению желаний человека, змеи, рог козла, чайник и самовар — эмблемы гостеприимства.

Карс - покрывало для постели или сложенных в нише стопой одеял. Такое вышитое изделие встречается редко. Оно представляет собой кусок материи, длиной иногда до 350 см, а шириной в 150—170 см. Причем каждый конец вышивается на обеих сторонах—на лицевой и изнаночной. Когда карс готов, его складывают поперек так, чтобы оба вышитых конца были на одной стороне и один из них немного покрывал другой.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Национальный музей древностей Таджикистана

  Семья в Таджикистане

  Заповедники Таджикистана

  Защита от злых духов

  Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU