|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: О стране Все статьи Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Выдающийся поэт, родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (по другим источникам – Абуль Хасан) родился в 858 году в селении Панджруд (в переводе с таджикского пять ручьёв) неподалеку от знаменитого на весь мир своими раскопками Пенджикента – столицы древней Согдианы (ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан). В памяти людей он остался известен под именем Рудаки, означающее в переводе ручеёк, которое поэт пронёс через всю свою жизнь. По одному из преданий он родился слепым, по другому – был на исходе жизни ослеплён по приказу саманидского эмира. По этому вопросу у биографов поэта до сих пор нет единого мнения. Достоверно известно, что он получил хорошее для своего времени образование, в совершенстве владел арабским языком. В одной из ранних антологий персидской поэзии «Сердцевина сердцевин» о нём было написано: «Он был столь талантлив и восприимчив, что к восьми годам знал наизусть весь Коран и стал чтецом Корана. Он принялся складывать стихи, причём такого тонкого содержания, что народ восторженно встречал их. Любовь к нему всё возрастала, к тому же господь одарил его прекрасным голосом и способностью пением очаровывать сердца. Благодаря своему голосу, он сделался певцом и научился игре на лютне у Абдулабака Бахтияра, который был выдающимся музыкантом. Рудаки стал мастером игры, и слух о нём прошёл по всему миру. Эмир Наср, сын Ахмада Саманида, бывший эмиром Хорасана, особенно приблизил его к себе, и он пошёл в гору, а богатства его увеличились до высшей степени. После него никто из поэтов не имел такого богатства, и такого счастья не случалось никому из них». Будучи ещё юношей, он покидает родимый дом и отправляется в древнюю Бухару. В Бухаре юноша много сил и времени отдаёт образованию. Днём он учился, а по вечерам пел свои песни. И когда известия о талантливом поэте и певце достигли повелителя Хорасана, Рудаки был действительно приглашён эмиром Насром ибн Ахмадом Самани, правившим страной с 913 по 943 годы, ко двору, где и провёл большую часть своей жизни. Эмир любил Рудаки, оказывал ему знаки внимания и советовался с ним по вопросам искусства, поэзии, музыки. Свыше 40 лет он возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы и богатства. Однако нельзя сказать, что вся его жизнь прошла безоблачно. В старости он попал в опалу, был ослеплён, изгнан из двора эмира и умер в нищете. Можно предполагать, что причина изгнания была связана с сочувственным отношением поэта к злейшим врагам эмира Хорасана карматам в Бухаре, которые боролись против богатых и проповедовали имущественное равенство. В автобиографической касыде поэт писал о переменах, произошедших в последние годы своей жизни: Да, был я велик и счастлив, имел все блага земли, Недаром Саманиды меня высоко вознесли, Но годы весны сменились годами суровой зимы, Дай посох! Настало время для посоха и сумы. Оставшиеся годы жизни после изгнания поэт провёл в своём родном селении Панджруд и умер по сведениям, содержащимся в сочинении историка Самани «Ал – Ансаб» в 941 году. Следует сказать том, что многие моменты биографии Рудаки до сих пор остаются неизвестными, а его могила была найдена только через1100 лет благодаря кропотливой работе, проведённой основоположником современной таджикской прозы Садриддином Айни. Он, изучив большое количество исторических документов и рукописей, сумел точно установить предполагаемое место захоронения великого поэта. В 1956 году его могила была вскрыта, а знаменитый антрополог М.Герасимов смог восстановить его облик по останкам. В 1958 году, когда отмечалось 1100 летие со дня рождения Рудаки, на месте захоронения поэта в кишлаке Панджруд близ Пенджикента, был воздвигнут мавзолей, превратившийся в место паломничества поклонников и почитателей его таланта всего мира. По сведениям исторических источников, Рудаки написал очень много. Он автор пяти больших поэм, в том числе таких как «Калила и Димна», «Синбаднаме», «Араис ан-нафаис». Но, к сожалению, из его огромного поэтического наследия, насчитывавшего более 130 тысяч бейтов (двустиший), сохранилось до наших дней не более двух тысяч. Среди сохранившихся стихотворений Рудаки можно назвать касыду «Мать вина» и автобиографическую касыду «О старости». Но даже и то немногое, что сохранилось, свидетельствует о гениальности поэта. Ещё при жизни его называли «Адамом, то есть отцом поэтов», « соловьём Хорасана».
Государственная символика Таджикистана | |||||||||
|