ЮАР
ЮАР
Финляндия
Финляндия
Индонезия
Индонезия
Маврикий
Маврикий
Мьянма
Мьянма
Непал
Непал
Аргентина
Аргентина
Бруней
Бруней
Ямайка
Ямайка
Шри Ланка
Шри Ланка
Палау
Палау
Монако
Монако
Беларусь
Беларусь
Замбия
Замбия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Таджикская традиционная музыка

Таджикская традиционная музыка

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123

Таджикская традиционная музыкаМузыкальное искусство является фундаментальной основой духовного богатства таджиков. С древнейших времен происходило формирование его направлений, жанров, видов, форм на основе творческой деятельности предков таджикского народа - древних восточных иранцев - бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, а также других народов, населявших территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Ирана, Восточного Туркестана. Важную роль в становлении культурных традиций таджиков сыграло также и художественное творчество иранских народов степного региона (скифов, савромато-сармат, сако-массагетов), населявших территории степных, лесостепных и горных ландшафтов Евразии от северных границ Китая до Венгрии.

Важнейшие параметры исторического становления и развития музыки таджиков определялись культово-ритуальной практикой (жреческие традиции) и светской городской жизнью, ее важнейшими сторонами: дворцово-церемониальной, военной, рыцарской и деятельностью гильдии музыкантов в структуре ремесленных корпораций. Зарождение музыкального профессионального искусства было связано с художественной жизнью города и в своих истоках восходит к концу ІІ началу І тысячелетия до н.э.

Развитие различных ремесел способствовало образованию специально предназначенных и профессионально обученных людей, обслуживающих народные празднества, обрядово-ритуальную и дворцово-церемониальную практику.

Первые ростки профессиональной музыкальной деятельности возникли в среде жреческого сословия. Жречество использовало музыку для оформления своей идеологии. Зороастризм являлся базовой религией предков таджикского народа. Его каноны вобрали древние культово-ритуальные нормы, а также традиции в области музыкального оформления культовой практики. Авеста - священная книга зороастрийцев, сложившаяся на рубеже ІІ-І тысячелетия до нашей эры, является не только собранием гимнов и обращений к богам, но она и вобрала в себя разнообразные знания, связанные с социальным устройством общества. Истоками гимнов и молитв Авесты выступают лирические, героические, эпические песни и некоторые формы драматических действий.

О древних культах и ритуальных танцах с использованием ударного музыкального инструмента бубна рассказывают петроглифы урочища Саймалы-таш (Ферганский хребет). Существует легенда об изобретении музыкального инструмента даф. Его основу составлял округленный и выдолбленный посередине большой камень, обтянутый кожей осла. По дошедшим до нас преданиям, от игры на дафе и на каменных кастаньетах (кайрак) будто бы прекращались головные боли мифического царя древних иранцев Заххака. Данная легенда имеет тесную связь с ритуалом жертвоприношения, а выдолбленный камень, обтянутый кожей жертвенного животного, выступает аксессуаром культа, обладающим магической силой и стимулирующим плодородие.

Таджикская традиционная музыкаС распространением буддизма на территории Центральной Азии музыка становится составной частью его культово-ритуальной практики. Айртамский фриз (ІІ век н.э.), обнаруженный в городище Айртам близ Термеза, его скульптурные изображения музыкантов во многом отражают буддийскую тематику, но в их трактовке все же господствуют иранские бактрийские элементы. Процесс демократизации музыкальной жизни имел тесную связь с деятельностью гильдии музыкантов.

Музыканты-певцы и инструменталисты, а также танцовщицы, плакальщицы, актеры и другие представители искусства объединялись в определенные цеха, чтобы совместно обслуживать зрелищные представления, различные народные обрядово-церемониальные и ритуальные действия. В ремесленных корпорациях формировалась традиционная система обучения "мастер-ученик", которая сыграла большую роль в качественном развитии музыкального искусства, обеспечении преемственности традиций. Мастера-учителя в течение нескольких лет обучали своих учеников определенному виду музыкальной деятельности, традициям вокального и инструментального исполнительства. В этих корпорациях с детства воспитывались представители музыкального ремесла.

Важной сферой проявления и развития музыкального искусства таджиков являлась армия. Известно, что уже в первые десятилетия VІІ века до нашей эры была создана регулярная армия и народное ополчение у предков таджикского народа. В армию, состоящую из различных родов войск, включались военные музыканты. О широком применении котлообразных барабанов в военном быту свидетельствует Плутарх.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  "Дам-лама" на Варзобе

  Мифы и легенды. Пари

  Музей музыкальных инструментов Гурминджа Завкибекова

  Шоппинг по-таджикски

  Рахмон Набиев

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU