![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: ![]() ![]() Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Важнейшие параметры исторического становления и развития музыки таджиков определялись культово-ритуальной практикой (жреческие традиции) и светской городской жизнью, ее важнейшими сторонами: дворцово-церемониальной, военной, рыцарской и деятельностью гильдии музыкантов в структуре ремесленных корпораций. Зарождение музыкального профессионального искусства было связано с художественной жизнью города и в своих истоках восходит к концу ІІ началу І тысячелетия до н.э. Развитие различных ремесел способствовало образованию специально предназначенных и профессионально обученных людей, обслуживающих народные празднества, обрядово-ритуальную и дворцово-церемониальную практику. Первые ростки профессиональной музыкальной деятельности возникли в среде жреческого сословия. Жречество использовало музыку для оформления своей идеологии. Зороастризм являлся базовой религией предков таджикского народа. Его каноны вобрали древние культово-ритуальные нормы, а также традиции в области музыкального оформления культовой практики. Авеста - священная книга зороастрийцев, сложившаяся на рубеже ІІ-І тысячелетия до нашей эры, является не только собранием гимнов и обращений к богам, но она и вобрала в себя разнообразные знания, связанные с социальным устройством общества. Истоками гимнов и молитв Авесты выступают лирические, героические, эпические песни и некоторые формы драматических действий. О древних культах и ритуальных танцах с использованием ударного музыкального инструмента бубна рассказывают петроглифы урочища Саймалы-таш (Ферганский хребет). Существует легенда об изобретении музыкального инструмента даф. Его основу составлял округленный и выдолбленный посередине большой камень, обтянутый кожей осла. По дошедшим до нас преданиям, от игры на дафе и на каменных кастаньетах (кайрак) будто бы прекращались головные боли мифического царя древних иранцев Заххака. Данная легенда имеет тесную связь с ритуалом жертвоприношения, а выдолбленный камень, обтянутый кожей жертвенного животного, выступает аксессуаром культа, обладающим магической силой и стимулирующим плодородие.
Музыканты-певцы и инструменталисты, а также танцовщицы, плакальщицы, актеры и другие представители искусства объединялись в определенные цеха, чтобы совместно обслуживать зрелищные представления, различные народные обрядово-церемониальные и ритуальные действия. В ремесленных корпорациях формировалась традиционная система обучения "мастер-ученик", которая сыграла большую роль в качественном развитии музыкального искусства, обеспечении преемственности традиций. Мастера-учителя в течение нескольких лет обучали своих учеников определенному виду музыкальной деятельности, традициям вокального и инструментального исполнительства. В этих корпорациях с детства воспитывались представители музыкального ремесла. Важной сферой проявления и развития музыкального искусства таджиков являлась армия. Известно, что уже в первые десятилетия VІІ века до нашей эры была создана регулярная армия и народное ополчение у предков таджикского народа. В армию, состоящую из различных родов войск, включались военные музыканты. О широком применении котлообразных барабанов в военном быту свидетельствует Плутарх.
| |||||||||
|