Мьянма
Мьянма
Иран
Иран
ЮАР
ЮАР
Бурунди
Бурунди
Алжир
Алжир
Индия
Индия
Йемен
Йемен
Ботсвана
Ботсвана
Франция
Франция
Судан
Судан
Малайзия
Малайзия
Ливия
Ливия
Македония
Македония
Эквадор
Эквадор

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Таджикская традиционная музыка

Таджикская традиционная музыка

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123
Он, в частности, говорит о том, что при разгроме римских войск во главе с Красом 9 мая 53 года парфяне устрашали римлян громом своих боевых барабанов: парфяне, воодушевляя себя перед боем, не трубили в рог и трубы, а поднимали шум, колотя в обтянутые кожей полые инструменты, обвешанные кругом медными погремушками. Некоторые музыкальные инструменты в контексте военного ритуала имели символическое значение. Например, духовой инструмент труба являлся знаком отличия военачальника. Такие музыкальные инструменты, как идиофон - джом, аэрофон - най, най руин, являлись атрибутами царей, а мембранофон - большой барабан - непосредственно вручался командующему войсками. Сходными символическими чертами обладали музыкальные инструменты табира, чарс и др., они во многом определяли ранг того или иного военного.

Древние праздники сыграли важную роль в возникновении различных музыкальных жанров и форм, тесно связанных с культово-ритуальной практикой, светскими, городс-кими музыкальными традициями. Например, праздник Навруз является не только днем начала сотворения мира Ахура-Маздой, днем зарождения зороастризма, установлением календарной системы таджикского народа, но и днем восшествия на трон легендарного царя Джамшеда. С праздником Навруз связаны старинные песни "Наврузи Бузург", "Наврузи Хоро", впоследствии вошедшие в классические музыкальные циклы "Двенадцать макомов" и "Шашмаком". В истории культуры таджиков музыкальное искусство созанда, мавригихонов - певцов и танцовщиц - занимает особое место. Это искусство характерно для музыкальной культуры таджиков Бухары и Самарканда. Исполнительские традиции созанда и мавригихонов уходят в глубину веков. Известными музыкантами, певцами, певицами и танцовщицами этих музыкально-поэтических жанров в XIX-XX вв. являлись Ёкути Ораз, Шоиста Амбари Ашк, Келини Гули Сурх, Мукаррамча Тилло, Ёдгор, Латофатхон, Курбонхон Самарканди и др.

Таджикская традиционная музыкаВ таджикской традиционной музыке важное место занимает искусство сказителей - гуруглихонов. Героико-исторический жанр в музыкальном фольклоре таджиков распространен преимущественно в Южных районах Таджикистана. Выдающимися исполнителями музыкального эпоса являются Хикмат Ризо, Бобоюнус Худойдодзода, Хакназар Кабуд, Курбонали Раджаб и др. Одним из древних жанров, который сохранился и широко сегодня распространен в южных районах и Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, является фалак - музыкально-поэтический жанр лирико-философской направленности. Фалак переводится с таджикского как небо‚ судьба. В этом жанре используются стихотворные формы рубаи‚ байт‚ а также стихи из народного творчества и классической таджикско-персидской поэзии. Фалак исполняется в сопровождении музыкального инструмента дутар (думбрак)‚ струнно-смычкового (гиджак) и духового инструментов (тутак). В фалаке воспеваются мечты и чаяния народа‚ любовь к жизни и природе‚ высокие человеческие идеалы. Огромный вклад в сохранение и развитие этого жанра, а также и других жанров таджикской традиционной музыки внесли известные народные певцы: Одина Хошимов, Файзали Хасанов, Гульчехра Содикова, Давлатманд Холов, Наврузшо Курбонасейнов, Моджан Назардодова.

XX век для таджикской музыки стал временем огромных перемен, связанных с освоением и развитием нового для национальной художественной традиции типа профессионального музыкального творчества, формирование которого исторически произошло на почве музыкальных культур европейских народов. В Таджикистане осваиваются не только новые жанры музыки, такие как опера, симфония, оратория, кантата, инструментальный концерт, балет и др., но создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные и концертные учреждения, формируется таджикская композиторская школа. Параллельно с развитием новой профессиональной музыки продолжает развиваться традиционная музыка. Соотношение и развитие этих двух основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие музыкальной культуры таджиков в XX веке.

В с 26 по 28 марта 2004 года в Душанбе впервые состоялся Международный фестиваль и симпозиум на тему: "Фалак" и художественные традиции народов Центральной Азии. Несколько дней на сцене Государственной филармонии зрители имели уникальную возможность послушать исполнительские традиции разных регионов Таджикистана, связанные с искусством "Фалак". Это неповторимые: певец, музыкант, знаток музыкально-поэтического творчества (фалак, рубаи, байти достон, дубайти) Давлатманд Холов, заслуженная артистка Таджикской ССР Гулчехра Содикова, группа Одины Хошима, Сафар Каримов, Сафар Кодиров, Бахром Кодиров, Асмил и Зарагуль Искандаровы, Махмадали Аюбов, Махмадризо Мадиев и многие другие.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Защита от злых духов

  Гиссар

  Душанбе

  Навруз – древний национальный праздник таджиков

  Традиционная одежда в Таджикистане

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU