Бенин
Бенин
Ангилья
Ангилья
Тувалу
Тувалу
Эстония
Эстония
Бруней
Бруней
ЮАР
ЮАР
Нигерия
Нигерия
Израиль
Израиль
Марокко
Марокко
Беларусь
Беларусь
Чад
Чад
Украина
Украина
Словения
Словения
Польша
Польша

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Навруз – древний национальный праздник таджиков

Навруз – древний национальный праздник таджиков

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 12

 Навруз – древний национальный праздник таджиков 	 На 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН консенсусом была принята резолюция, озаглавленная “Международный день Навруза”. Проект данной резолюции был подготовлен и представлен Генассамблее делегацией Таджикистана совместно с делегациями Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Ирана, Туркменистана и Турции. В соответствии с текстом резолюции, Генеральная Ассамблея ООН признает 21 марта как Международный день Навруз.

Кроме этого, в документе отмечено, что ООН приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с этим праздником, побуждает государства-члены прилагать усилия к повышению уровня информированности о Наврузе и организовывать, при необходимости, ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника, призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Навруза в международном сообществе, а также предлагает заинтересованным государствам-членам и ООН, в частности, ее соответствующим специализированным учреждениям, фондам и программам, главным образом, по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз.

Признание Генассамблеей ООН 21 марта в качестве Международного дня Навруза внесет достойный вклад в укрепление взаимопонимания, взаимоуважения, мира и согласия между народами.

Навруз – древний национальный праздник таджиков Навруз является одним из ярких и важнейших праздников дошедших до нас из глубины веков. О Наврузе, истории его появления, времени празднования созданы произведения великих персоязычных ученых и поэтов Абулькасыма Фирдауси, Абурайхона Беруни, Омара Хайяма, Садриддина Айни и других. По их утверждениям, а также как следует из самого названия праздника, Навруз – это новый день, то есть новый день Нового года, который совпадает с первым днем древнеиранского месяца “Фарвардина”, началом месяца “Хамал” (Овен) по солнечному календарю хиджры и 21 марта летосчисления по григорианскому календарю (новый стиль).

Как следует из легенд, приведенных Фирдавси в его “Шахнаме”, Навруз был известен еще со времен первого из древнейших царей Каюмарса. Считается, что Навруз первым начал праздновать легендарный иранский шах Джамшид (период правления Ахеменидов (VI-IV века до н.э), о котором говорится в древней поэме “Шахнаме”. В древние века Навруз праздновали от 6 до 13 дней. Эта традиция сохранилась в сегодняшнем Иране, где торжества продолжаются 13 дней.

Когда народы Хораса и Мавераннахра были обращены в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день нового года первый день месяца “Хамал”. Навруз на этой земле отмечался каждый год. Официальным новым годом считался Навруз до 1868-1870 гг. и в Средней Азии, где, в зависимости от начала весенних полевых работ, он отмечался в различных регионах края с небольшим различием по срокам. В крупных городах – Самарканде и Бухаре, Пенджикенте и Фергане, Ходженде и Истаравшане, Кулябе и Гисаре, Денау и Насафе (Карши) и других населенных пунктах сооружали специальные места для торжеств и устраивали празднества. Подробно празднование Навруза в тогдашней Бухаре описали в своих произведениях известный таджикский просветитель XIX века и писатель Ахмад Дониш и основоположник современной таджикской литературы Садриддин Айни.

Во время правления царской России в Туркистанском крае все государственные дела здесь велись по грегорианскому календарю, но наместники не отменили солнечный и лунный календари хиджры, особенно в Бухарском эмирате, считавшемся в мире центром исламской цивилизации. После победы Октябрьской революции и прихода к власти коммунистической партии, произошли существенные изменения в сфере соблюдения национальных обрядов, в том числе и праздников, особенно в республиках с мусульманским населением. Навруз в те годы официально не отмечался, но народ в городах и селах с нетерпением ждал его наступления, пусть скрытно, но обязательно празднуя эту дату. И только победы во второй мировой войне стали возрождаться национальные традиции в республиках, в том числе и Навруз.

 Страницы: 12

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Реки и озера Таджикистана

  Таджики

  Курган-Тюбе

  Республиканский историко-краеведческий музей им. Абу Абдаллаха Рудаки

  Государственная символика Таджикистана

© 2004—2022 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU