![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: ![]() ![]() Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Кроме этого, в документе отмечено, что ООН приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с этим праздником, побуждает государства-члены прилагать усилия к повышению уровня информированности о Наврузе и организовывать, при необходимости, ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника, призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Навруза в международном сообществе, а также предлагает заинтересованным государствам-членам и ООН, в частности, ее соответствующим специализированным учреждениям, фондам и программам, главным образом, по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз. Признание Генассамблеей ООН 21 марта в качестве Международного дня Навруза внесет достойный вклад в укрепление взаимопонимания, взаимоуважения, мира и согласия между народами.
Как следует из легенд, приведенных Фирдавси в его “Шахнаме”, Навруз был известен еще со времен первого из древнейших царей Каюмарса. Считается, что Навруз первым начал праздновать легендарный иранский шах Джамшид (период правления Ахеменидов (VI-IV века до н.э), о котором говорится в древней поэме “Шахнаме”. В древние века Навруз праздновали от 6 до 13 дней. Эта традиция сохранилась в сегодняшнем Иране, где торжества продолжаются 13 дней. Когда народы Хораса и Мавераннахра были обращены в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день нового года первый день месяца “Хамал”. Навруз на этой земле отмечался каждый год. Официальным новым годом считался Навруз до 1868-1870 гг. и в Средней Азии, где, в зависимости от начала весенних полевых работ, он отмечался в различных регионах края с небольшим различием по срокам. В крупных городах – Самарканде и Бухаре, Пенджикенте и Фергане, Ходженде и Истаравшане, Кулябе и Гисаре, Денау и Насафе (Карши) и других населенных пунктах сооружали специальные места для торжеств и устраивали празднества. Подробно празднование Навруза в тогдашней Бухаре описали в своих произведениях известный таджикский просветитель XIX века и писатель Ахмад Дониш и основоположник современной таджикской литературы Садриддин Айни. Во время правления царской России в Туркистанском крае все государственные дела здесь велись по грегорианскому календарю, но наместники не отменили солнечный и лунный календари хиджры, особенно в Бухарском эмирате, считавшемся в мире центром исламской цивилизации. После победы Октябрьской революции и прихода к власти коммунистической партии, произошли существенные изменения в сфере соблюдения национальных обрядов, в том числе и праздников, особенно в республиках с мусульманским населением. Навруз в те годы официально не отмечался, но народ в городах и селах с нетерпением ждал его наступления, пусть скрытно, но обязательно празднуя эту дату. И только победы во второй мировой войне стали возрождаться национальные традиции в республиках, в том числе и Навруз.
| |||||||||
|