Тайвань
Тайвань
Зимбабве
Зимбабве
Панама
Панама
Судан
Судан
Малави
Малави
Гонконг
Гонконг
Алжир
Алжир
Бутан
Бутан
Гаити
Гаити
Палау
Палау
Мозамбик
Мозамбик
Андорра
Андорра
Бангладеш
Бангладеш
Киргизия
Киргизия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Ранее средневековье

Ранее средневековье

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 1

Искусство 5 — начала 20 вв.В 5 — начале 8 вв. на территории Таджикистана возникли города, основу которых составлял укрепленный стенами с башнями шахристан, регулярно поквартально застроенный домами, сливающимися в большие, жилые массивы (Пенджикент). Богатые дома разделялись на жилые комнаты и парадную часть с 4-столпным украшенным настенной живописью и резьбой по дереву залом, который освещался через люк брусчатого купола-рузана.

Настенная роспись парадного зала одного из жилищ древнего Пенджикента Дворцы отличались большими парадными залами с тронными айванами, украшенными живописью и резьбой (колонны, балочные перекрытия, двери; Пенджикент, городище и замок Калаи-Кахкаха в Шахристане — предполагаемом средневековым г. Бунджикате).

На линии городских стен либо вне города ставилась цитадель. В сельской местности вырастали отдельные укреплённые загородные усадьбы, караульно-сторожевые сооружения, замки — кёшки(Мунчак-Тепе, Чильхуджра, Тирмизак-Тепе, Урта-курган, Калаи-Муг, Гардани-Хисор).

В культовом зодчестве раннесредневекового Таджикистана различаются типы сооружений, принадлежащих разным верованиям (храмы в Пенджикенте, монастырь Аджина-Тепе, буддийский храм в крепости Калаи-Кафирниган около посёлка Исамбай Ленинского района).

Раннесредневековое изобразительное искусство Таджикистана, которое развивалось в русле художественных культур Согда, Уструшаны и Тохаристана, характеризуется формированием местных стилей на основе локальных вариантов раннефеодальной культуры, переосмысления эллинистических и кушанских традиций и связей с искусством Северной Индии и Афганистана.

Эти черты в разных вариантах проявились в скульптуре Аджина-Тепе, пластике Пенджикента (в обоих памятниках — лепные глиняные, часто окрашенные статуи и горельефы, размещенные в нишах или вдоль стен), в скульптурном резном дереве городищ Шахристана, Пенджикента, крепости Калан-Кафирниган. В живописи (нанесённые клеевыми красками на лёссовую штукатурку или ганчевую подгрунтовку настенные росписи) сильнее, чем в скульптуре, сказались местные среднеазиатские традиции.

Для Согда (Пенджикент) характерны размещенные ярусами многофигурные фризовые композиции, в которых повествовательности и плоскостной линеарности изображений соответствует тщательная прорисовка деталей, а изобразительная канва предельно насыщается декоративными элементами.

Буддийская стенопись Тохаристана (Аджина-Тепе, Калаи-Кафирниган) больше тяготеет к росписям храмов Афганистана и Восточного Туркестана. Живопись Уструшаны, отчасти впитавшая северо-афганские и восточно-туркестанские традиции, отличается приглушенным палево-голубым колоритом, тончайшим линеарным рисунком, полутоновой объёмной моделировкой.

 Страницы: 1

Перепубликация с traditio.ru


С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Растительность и животный мир Таджикистана

  Таджикское телевидение: между прошлым и будущим

  Козлодрание - игра настоящих джигитов!

  Географическая характеристика Таджикистана

  Сплошной "неуд"

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU