![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: ![]() ![]() Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
На востоке с давних пор среди народа бытует наиболее доступный способ лечения при помощи пищи. Многие, особенно пожилые люди, и поныне все продукты питания делят на «холодные», «горячие» и «двойного действия». К холодным продуктам относят говядину, молоко, капусту, огурцы, редьку, кислую айву, персики, ревень, лимоны, урюк, барбарис, тыкву, кинзу, мош, зеленый чай и другие. Среди горячих продуктов, повышающих тонус организма, знатоки восточной кухни называют баранину, крольчатину, баклажан, свеклу, лук, морковь, репу, рис, виноград, гранаты, грушу, дыню, хурму, грецкий орех, миндаль, кишмиш и другие. Исходя из этого, согласно учению «Миджоза» (натуры), от отношения того или иного человека к тем или иным продуктам, составляется его ежедневный рацион питания. Великий таджикский ученый Абуали ибн Сино выделял 800 продуктов питания тройного действия на организм человека. В своем знаменитом «Каноне врачебной кухни» мыслитель указывал на необходимость режима питания и диеты как больным, так и здоровым людям. Придавая этому огромное значение, он говорил: «Люди живут для того, чтобы питаться. А я питаюсь для того, чтобы жить». После выхода «Канона» учение о рациональном питании широко распространилось на Востоке. О целебных свойствах пищевых продуктов и рациональном питании имеются научно обоснованные сведения в таких трудах, как «Захираи Хоразмшохи» ал Джурджени, «Кифояи Мансури» («Мансурово сокращенное изложение медицины» Мансур ибн Мухаммад ибн Юсуф, написанном в 1423 г ., «Тибби Юсуфи» ибн Мухаммада Юсуфи табиба, написанном в 1500 г ., «Эхье-ут-Тибб» («Возрождение медицины») Сайда Субхонкула Мухаммада Бахдурхона (1689-1702 гг.) и другие.
В Таджикистане обилие различных продуктов (фруктов, овощей, мяса, круп, молокопродуктов) дает возможность значительно разнообразить рацион питания людей. Для возбуждения аппетита к столу подают перед основными блюдами обеда и ужина салаты и закуски из свежих овощей (из помидоров, огурцов, редьки, редиса, лука, ревеня, вишни, граната, катыка, зелени, укропа, петрушки, райхона, кинзы и т.д.), а также из маринованных и соленых овощей, которые активно способствуют выделению пищеварительных соков в организме. Все эти продукты улучшают вкус, разнообразят блюда и значительно повышают их пищевую ценность. Для улучшения вкуса, аромата и цвета пищи широко применяют приправы и пряности. Чем вкуснее и нежнее продукт, тем лучше, душистее его аромат, тем осторожнее нужно его заправлять пряностями и специями.Характерной особенностью таджикской кухни являются разнообразное использование мясопродуктов, особенно баранины, козлятины. За последние годы больше стали употреблять мясо говядины, домашнюю птицу, (куры, утки, индейки). Для многих блюд мясо используется без предварительной обвалки, т.е. нарубается на куски вместе с костями и обжаривается, а затем используется для приготовления первых или вторых блюд. При таком способе готовые блюда приобретают своеобразный вкус и внешний вид.
| |||||||||
|