Литва
Литва
Дания
Дания
Финляндия
Финляндия
Канада
Канада
Кувейт
Кувейт
Казахстан
Казахстан
Судан
Судан
Джибути
Джибути
Ирландия
Ирландия
Гватемала
Гватемала
Гваделупа
Гваделупа
Бангладеш
Бангладеш
Андорра
Андорра
Гамбия
Гамбия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Литература России

Литература России

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 12
Проблематика западноевропейской культуры была усвоена и продумана; в следующих поколениях уже крепнет "славянофильская" оппозиция - не только национально-психологическая, но и культурно-творческая.

С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Люди искусства чувствуют себя в жизни неуютно, точно не на месте. В литературе возникает тема "лишнего человека". М.Ю.Лермонтов дал незабываемое изображение тогдашних душевных состояний, сплава экзальтации и сомнения. Н.В.Гоголь со всей остротой обозначил религиозно-нравственную проблематику русской культуры, которая сделалась преобладающей на всем протяжении XIX в. Одновременно выявляется еще одна характерная особенность русского творчества - неотделимость творческого пути от личной судьбы художника.

Эпоха "великих реформ" 1860-1870-х гг. пробудила внимание литературы к социальным вопросам. Вопрос о преодолении трагического одиночества человека в мире решается писателями в виде поиска той или иной формы гармоничного социального общения, главным образом в приобщении к жизни народа. В то же время намечается болезненный разрыв между эстетическим подъемом и новым философско-религиозным пробуждением. Обозначаются две творческие магистрали русской литературы. Сторонники "чистого искусства" (А.Григорьев, А.В.Дружинин, А.А.Фет) решительно восстают против морально-утилитарной функции литературы, в то время как Л.Н.Толстой ставит целью "разрушение эстетики" ради нравственного преображения людей посредством искусства. Религиозное осмысление русского опыта XIX в. нашло выражение в произведениях Ф.М.Достоевского, который с потрясающей художественной силой и выразительностью показал как одинокая человеческая свобода оборачивается рабством или саморазрушением. Преобладание в литературе философской проблематики обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы отчетливо звучат и в лирике (Ф.И.Тютчев).

Михаил Булгаков

В предреволюционные годы в литературе происходит новый культурный подъем, получивший название "серебряного века". Изменяется само чувство жизни. "Все более и более нарастает чувство чрезвычайности" (А.Белый). В человеке открываются новые глубины и часто темные бездны. В событиях ощущается суровый апокалиптический ритм.

С 1890-х гг. начинается новый расцвет русской поэзии. Символизм стал не только литературным движением, но также и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова получают особую жизненную значимость, как путь к вере и вечности через искусство. Это был рецидив романтизма в русском сознании. В противоречивом сочетании бунта и усталости, самоутверждения и тоски, художники стремятся стать "по ту сторону добра и зла", преодолеть этику эстетикой. "И зло, и благо - два пути, ведут к единой цели оба, и все равно, куда идти" (Д.С.Мережковский). Мистика В.С.Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве А.А.Блока. Реакцией на религиозную возбужденность символизма, на понимание поэта как медиума высших, иррациональных сил, становится акмеизм (Н.С.Гумилев) с его установкой на разумное волевое усилие в поэтическом творчестве. В то же время А.П.Чехов и И.А.Бунин продолжают классическую линию русской литературы, обогащая ее новейшими достижениями в области формы.

Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А.Бунина, В.В.Набокова, И.И. Шмелева, Г.И.Газданова, Г.В.Иванова, В.Ф.Ходасевича, так и О.Э.Мандельштама, М.А.Булгакова, Б.Л.Пастернака, М.Горького, М.Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.

Вместе с тем принадлежность к традиции не исключала формальных поисков. "Приключения письма", характерные для современной литературы Запада, сохранили всю свою увлекательность и на русской почве. Послереволюционная проза и поэзия продемонстрировала невероятное многообразие стилистических и др. новшеств.

Последние великие образцы русской прозы дал А.И.Солженицын, сумевший придать второе дыхание класcическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И.Бродского.

Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.

 Страницы: 12

Перепубликация с www.russianculture.ru


С этой статьей о России также читали:

  Алапаевск

  Александр Колчак

  Промышленник и меценат- Савва Мамонтов

  Екатеринбург

  Как жила Екатерина II

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU