Науру
Науру
Сомали
Сомали
Венгрия
Венгрия
Палестина
Палестина
Бразилия
Бразилия
Гонконг
Гонконг
Ливан
Ливан
Гвиана
Гвиана
Канада
Канада
Мали
Мали
Россия
Россия
Индонезия
Индонезия
Мальта
Мальта
США
США

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Литература России

Литература России

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 12

Михайло ЛомоносовВ литературе наиболее полно и отчетливо проявился творческий гений русского народа. Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских философов, литература является также и нашей философией, способом постижения мира. Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.

Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории руской культуры.

Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников, а через их посредство - и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Позже русские книжники теоретически обосновали идею единства Русской земли и национально-религиозного своеобразия русского царства. Таким образом русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием. При этом, благодаря обилию переводов, она никогда не замыкалась в узко-национальных рамках.

К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся поучения митрополита Илариона (XI в.), "Повесть временных лет" (XI-нач. XII вв.), "Поучение князя Владимира Мономаха" (XI-нач. XII вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), "Слово о Полку Игореве" (XII в.), "Хождение Даниила Заточника" (XII в.). Все они свидетельствуют о живом поэтическом творчестве. Это была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных форм и жанров для последующих веков.

Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы "многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа Аввакума", своеобразно соединившие церковный, книжный язык с живой народной речью. Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.

Александр Сергеевич ПушкинС конца XVII в. русская культура испытывает стремительное вторжение в нее западноевропейских ценностей. Мировоззренческий переворот, совпавший с реформой языка и правописания, обусловил культурный кризис XVIII в. Писатели того времени колеблются между безусловным подражанием французским образцам и поисками собственных тем, языка и стиля. Стремление придать литературе национальное своеобразие прослеживается на протяжении всего периода: В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов создают теорию правильного русского стихосложения; А.В.Сумароков, несмотря на желание быть российским Расином и Вольтером, пишет песни в народном стиле; Д.И.Фонвизин создает комедии с русским бытовым содержанием и живым разговорным языком; Державин предвосхищает "священный жар" позднейшей русской лирики. Драматургия и поэзия прочно удерживают первые места в иерархии жанров; причем поэзия понимается как приятная забава.

Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина, а его обособление от церковнославянского языка получило теоретическое обоснование в полемике "Арзамаса" с "Беседой любителей русского слова".

Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения, когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным духовным подвигом и призванием, приобрела значение "священнодействия". В литературном творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни, "торжество и радость художественного обладания" (И.Аксаков), высшим выражением которой стало творчество А.С.Пушкина.

 Страницы: 12

С этой статьей о России также читали:

  Матрона Московская

  Владимир Федорович Одоевский

  Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

  Рюрик

  Обычаи и традиции России

© 2004—2018 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU